Пионер 1990-02, страница 22

Пионер 1990-02, страница 22

Да что там табак... Прежде чем убить за табак другого, убивают себя. Зависимость от среды, от «света» не просто лишает человека свободы. Она уничтожает его неповторимость, единственность. Это происходит и со слабыми людьми, и с теми, кто считает себя сильным. И нужно быть действительно сильным. чтобы если не вырваться из «объятий» своего «света», то хотя бы ощутить желание не быть, как все.

«•Со мной в классе считаются, и никто «лапшой» не называет: знает, что получит. Да и во дворе тоже отношение хорошее. Но иногда придешь из школы, и так все надоело — быть, как все. Грубить и все такое» (Наташа, Свердловская область). «Все говорят, что я акселератка, современная девочка и т. д., но я иногда собой недовольна. Конечно, хорошо понтоваться в компашке, но когда вижу, как мои блатные подружки смотрят свысока и даже бьют малышей, не могу удержаться — заступаюсь... как хорошо иногда забыть рок, надеть платье и возиться со всем надоевшей малышней» (Катя, Комсомольск-на-Амуре).

Нет, право же. ты становишься свободен только тогда, когда понимаешь: «Если тебя обижали до слез и много, это пустяки, надо устоять на собственных ногах» (Оля Львова, Москва) — и говоришь себе твердо: «Я все равно не стану никому подражать, постараюсь остаться такой, какая есть» (Оля, г. Березники Пермской области), пусть даже «очень трудно жить» (та же Оля).

Кстати, как только вы обретете независимость, истинную внутреннюю свободу, вам будет легче обрести и друга, любимого человека.

Вот письмо Сергея Шанкеева из Таганрога Ростовской области. Он человек взрослый, и, может быть, вам стоит учесть его опыт. (Всем взрослым, хотя еще и молодым людям, приславшим письма с паролем «Честь», моя особая благодарность. Мне бы хотелось, чтобы была сломана стена между взрослыми и подростками, чтобы как можно больше взрослых не поучали подростков, как им следует жить, а помогали разобраться в жизни.)

«Мне 19 лет. И за эту, в принципе, небольшую жизнь я многое понял. В 14 лет я, наверное, был таким, как большинство мальчишек: так же грубил девчонкам, так же ругался с ними и так же мне нравилась все время «полусонная» и стеснительная девчонка. Мои одноклассники, пацаны, когда это узнали, хохотали до упаду. Мне было до ужаса обид

но. Некоторое время я не обращал на нее внимания, но потом, на удивление себе, принял решение такое, что аж сам удивился. Я подумал: «Что я буду обращать на своих одноклассников внимание? С этой девчонкой буду дружить я, а не они». И после этого у меня все пошло на лад».

Надо заметить, кстати, что самые рьяные борцы за свободу частенько, не выдержав пришедшей вместе со свободой ответственности, возвращаются к милой, легкой, в сущности, несвободе. Потому что тот самый «груз ответственности», о котором мы часто говорим, не задумываясь о смысле сказанного, слишком давит на «свободные» плечи. И так сладостно, сбросив этот груз, отдаться в плен без ответственности, без раздумий, без выбора.

'ТО Ж ИЗБЕРЕТЕ ВЫ? — СВОБОДУ

Вот. вот то самое слово, которое, пожалуй, наиболее точно определяет «свободу». Именно так: свобода - это возможность выбора. И выбора прежде всего поступка. Одна лишь мысль (пусть даже самая благая) без поступка ничто.

«Мне 14 лет, и я думаю, что человеку в это время должна быть дана свобода. Свобода не только в раздумьях, но и в действиях. Ну, например, кто-то (мальчик или девочка) хочет выразить свою любовь в поступке, но я знаю наверняка, что у него (нее) ничего не получится. Он (она) подумает: «А вдруг кто-нибудь заметит это, а ведь человек должен понимать, что его отношения не должны зависеть от мнения остальных. То же и с достоинством. Кто-то из старшеклассников чертыхнулся; а кто помладше думает: «А я что, хуже?» — и... Вот так-то. Да и честного, прямолинейного человека в нашем классе, например, посчитали бы чудаком. Самый простой случай: сломали учителю указку, но ведь не признается тот, кто виноват. Его будоражат мысли: «А вдруг к директору поведут? Вдруг двойку поставят? Вдруг...». Такие вот дела» (Таня Г., Актюбинск).

Конечно, выбор можно сделать только, если есть из чего выбирать: ну, например, из геркулесовой каши или селедки с картошкой (каша и селедка, впрочем, к нравственной свободе не относятся, они скорее относятся к свободному выбору между здоровьем или болезнью. Ну да все равно, главное, чтобы стало ясно, что такое «объектив

ная возможность выбора»). Когда у человека есть из чего выбирать, он и выбирает. Если умеет это делать. Надо ведь выбрать поступок — а значит, знать, из чего выбирать (помочь старику перейти улицу или махнуть на него рукой), и точно знать, почему ты выбираешь этот поступок (потому, что ты с жалостью относишься ко всем слабым и немощным, или потому, что тебе на них наплевать). Но и это еще не все. Надо еще знать, какие требования предъявляет в данных обстоятельствах к человеку нравственность, и понимать, каковы будут последствия твоего выбора.

Ты всегда должен иметь право выбора, даже если ты выбираешь между величайшим добром и величайшим злом. Только при этом тебе следует помнить вот что.

Если ты заставляешь себя совершать добрые поступки, а не выбираешь их добровольно, с любовью, ты не свободен.

Если ты сознательно и добровольно выбираешь зло, ложь, ненависть к людям, ты не свободен.

Знай это. И делай свой выбор.

ТЫ САМ СВОЙ ВЫСШИЙ СУД

Но что-то ведь должно помогать человеку в различении добра и зла? Нельзя же всю жизнь только и делать, что спрашивать у старших или сверяться с мудрыми книгами, правильно или неправильно выбран поступок? Советы с людьми и книгами - они тоже нужны. Но главное, человеку нужна совесть.

Жил в XIX веке, в Германии, философ Людвиг Фейербах. Больше всего он знаменит тем. что был материалистом: то есть доказывал первенство материи над духом. Но мне бы очень хотелось, чтобы вам он стал известен как человек, доказывающий, что счастье одного человека невозможно без счастья других. Когда Фейербах умер, на его могиле написали: «Твори добро из любви к человеку».

Так вот, голос совести, по Фейербаху. это «...эхо болезненного крика человека, ущербленного мной, и обвинительного приговора человека. который, обижая другого, обижает самого себя». Помните: в нашем мире человек, чтобы осознать свою единственность, должен посмотреться, как в зеркало, в другого человека. Но, вглядевшись в другого, он осознает не только свою неповторимость, а еще и неповторимость этого другого, значит, право каждого на равные честь и достоинство. Обижая других, человек обижает самого себя.

20

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Наташа каш
  2. С последствиями своего выбора

Близкие к этой страницы