Пионер 1990-02, страница 28УЗЕЙ ОДНОЙ КАРТИНЫ mm и Леонид яхмин А Дай мне глаза твои!Созидающий ниспровергатель Вначале века он числился среди самых ярых разрушителей искусства. И вот именно его, Казимира Малевича, большевики назначают в 1918 году комиссаром по охране ценностей Кремля. Человек с репутацией ниспровергателя вдруг активно включается в живой процесс созидания. Он стоит на охране ценностей старой русской культуры. Он создает вместе с художником Добужинским Витебский художественно-практический институт, директором которого становится Марк Шагап. Он организует группу УНОВИС - «Утвердители нового искусства». Он открывает в Петрограде Институт художественной культуры, а при нем — первый в мире музей произведений авангардной живописи. Революция — это обновление. Октябрьская революция совпапа с обновлением искусства. Вот почему самые молодые и свежие силы, самые передовые художники с восторгом и энергией включились в работу новой власти, власти Советов. Молодость Рес-пубпики окрашена молодостью искусства XX века. Но кто же он, Казимир Малевич? И что за удивительная слава — ниспровергатель?- Загадка чёрного квадратаМноговековая история живописи оставила нам немало великих имен. За каждым именем стоит какая-либо особо знаменитая картина *- «Сикстинская мадонна» Рафаэля. -Джоконда» Леонардо да Винчи. «Герника» Пабло Пикассо. Но есть картины, ставшие знаменитее своих творцов. Таков «Черный квадрат» Казимира Малевича. Это картина-манифест, картина, ставшая началом целого направления в искусстве XX века. В 1915 году на выставке со странным названием «0.10» появился небольшой холст, на котором был написан аспидно-черный квадрат. Автор его, 37-летний художник, заявил:.«Цвет и фактура г*<зто живописная сущность, но эта сущность всегда убивалась сюжетом. Живописцы 'должны бросить сюжет и вещи, если хотят быть чистыми живописцами». <ь* Так он обосновал свою теорию беспредметной живописи - супрематизм (от французского «supreme- - высший). Матисс заменил иллюзорную живопись, построение перспективы, геометрическую имитацию пространства цветом и пинией. Кубисты разложипи предмет на его составляющие. Глядя на кубистическую картину, вы как бы одновременно видите предмет с разных сторон; он развернут перед вами всеми своими ппоскостями. Художник включил в пространство картины четвертое измерение - - время.- Зритель словно движется вокруг изображения. Это был своеобразный отклик на теорию относительности Энштейна.. Вот и остались - цвет, линия, плоскость. Теперь уже нужно быпо сдепать один логический ход -объединить эти компоненты. И появился «Черный квадрат» — цвет, пиния, ппоскость. Так началась эпоха абстрактной живописи. Казимира Северинови-ча Малевича полагают ее провозвестником. Скачет красная конница За черным квадратом появился уже в 1918 году красный квадрат. И снова манифест: «Наш мир искусства стал новым, беспредметным, чистым. Исчезло все, осталась масса материала, из которого будет строиться новая форма». Но художник не остался в тисках погических построении. Он пытался применить свою теорию супрематизма в живописных полотнах. Так появились разложенные на цветные прямоугольники и овалы картины, а следом — сложные цветовые композиции. Но не всегда беспредметные. Протяженная по горизонтали картина «СКАЧЕТ КРАСНАЯ КОННИЦА» уже своими пропорциями передает стремительность скачущих всадников, нескончаемую вереницу грозной конницы. Земля - чередование цветных попос, словно радуга под копытами коней. И красные пятна красных конников. Они почти мелькают перед глазами - попная иллюзия безостановочного крылатого движения — вперед, вперед, вперед. Туда, за обрез картины в реальный мир кровавого боя. Художника нельзя затолкнуть в скорлупу его поисков, экспериментов, манифестов. Живое творчество не признает застывших форм и деклараций. И понять его нужно стараться во всей полноте его творчества. Тогда мы сможем увидеть мир глазами художника. Недаром поэт Даниил Хармс писал о Малевиче: Дай мне глаза твои! Раствори окно на твоей башне! 26
|