Пионер 1993-01, страница 16

Пионер 1993-01, страница 16

служнику своему Тарасу с колокольни старинные колокола продать, чтобы не мешали ему во всю ночь в шахматы играть, потом довольно спать».

В уставе средневекового религиозного рыцарского ордена тамплиеров шахматы были приравнены к «восьмому смертному греху».

Французский епископ Бюи в 1125 году пригрозил отлучением от церкви тем священникам города Манаса, которые тайно играли в шахматы на... городском кладбище.

* * *

Если вы внимательно перечитаете былины Киевской Руси (X—XII столетия), то найдете немало эпизодов, связанных с шахматами. В шахматы там играют не только князья и цари, но и воины-богатыри, женщины, купцы. Видно, на Руси шахматы были известны и любимы дав-ным-давно.

ттарь Иван Грозный за шах-I I мятнпй доской умер. Вот свидетельство англичанина Джерома Горсея, служащего британской «Русской компании»: «Около третьего часа царь направился в баню, где долго мылся в свое удовольствие и по обыкновению тешился любимыми песнями. Около семи часов его привели оттуда заметно посвежевшим и усадили. Царь подозвал одного из приближенных, Родиона Биркина, к которому испытывал особое расположение, и велел принести ему шахмат

ный столик. Когда Иоанн расставлял фигуры, его король несколько раз падал. Главный его фаворит, Борис Федорович Годунов, и другие столпились вокруг. Государь был одет в просторное платье, рубаху и холщовые штаны. Внезапно он почувствовал дурноту и упал навзничь. Поднялся шум, и возникло всеобщее смятение: кто бросился за водкой, кто — в аптеку за золотоцветом и розовой водой, кто — за духовником и лекарем. Тем временем он скончался от удушья».

Немецкий путешественник А. Олеарий, трижды приезжавший в XVII веке в Москву, считал москвичей «умелыми шахматными игроками». Его соотечественник Я. Тейтенфельс писал: «За этой игрой (шахматами.— И. А.) в настоящее время коротают досуг и старики, и дети на всех улицах и площадях Москвы».

Вот одна из старых русских пословиц с шахматными терминами: «Дожил до мату: ни хлеба про голод, ни дров про

хату».

Средневековые хроники рассказывают, что множество поединков на шахматной доске заканчивалось между рыцарями настоящими поединками со смертельными исходами.

Оружием убийства чаще всего оказывалась шахматная

ладья — самая могучая фигура того времени. Между прочим, изображение шахматной ладьи в родовых гербах считалось особой привилегией: правители раз

решали это делать только тем вассалам, которые проявили доблесть в боях.

Вот «Расписание основных занятий короля», обнаруженное в древнеирландском документе: «Закон устанавливает семь достойных занятий для короля. По воскресеньям король должен пить эль, ибо тот не может считать себя законопослушным ирландцем, кто не пьет эля по воскресеньям. По понедельникам король должен заниматься делами управления государства, по вторникам — играть в шахматы... по пятницам — участвовать в скачках, по субботам — творить суд и расправу».

тт авным-давно, более ты-• • сячи лет назад, епископ, владевший поместьем Штребек, недалеко от старинного немецкого города Магдебурга, похищал людей, чтобы получить за них хороший выкуп. Однажды в руки епископа попался граф Гунцеллин — страстный поклонник шахмат. Долгие месяцы просидел граф в епископских владениях в ожидании, пока его семья внесет злодею выкуп.

Сначала граф Гунцеллин предложил коротать время за шахматной доской своему похитителю, но тот после каждого проигрыша приходил в ярость. Тогда граф начал обучать игре в шахматы жителей деревни Штребек...

Так, гласит одна из легенд, появилась «шахматная деревня» Штребек.

В этой деревне до сих пор в шахматы играют все — от мала до велика.

В 1823 году в школе Штребека было введено преподавание