Техника - молодёжи 1935-01, страница 31Большое давление развили люди. Молодежь хочет работать в кессонах, кессон вроде ■подводной лодки, вроде стратостата,—героическая работа. И тут начинаются ошибки в характере героизма. Человек хочет быть героем <и не боится опасности, но он не понимает характера советского героизма. Надевает человек резиновую шапку набекрень, выходит человек на улицу в спецодежде, становится человек залихватским ухарем. Предупреждал против этого т. Каганович, говорил о том, что не нужно нам такого романтизма. А все же ходят по Мясницкой кессонщики, гово-рят, что они люди закаленные, ничего не боятся и ругаются словами необыкновенного давления. Попадалось такое и в хороших бригадах. Была бригада бригадира Шахкова. С виду будто толковый, расторопный парень. Бригада работает с перевыполнением: правда, неровно, рывками и нажимами. Шахков человек распорядительный. В столовую придет—все наладит, но только для своих. Столовая помещалась в старой гостинице. Называлась она «Фантазия». Бегали по ней старые московские крысы Сидит смена, ждет обеда, шумят, кричат. А крысы бегают под крики из угла в угол. Шахков придумал «веселую игру» — бросать в крыс тарелками и солонками. Ему говорят соседи: — Саша, неудобно, ты человек знатный, пред. рованный, а ведешь себя, как пьяный купчик в трактире. Шахков смеется — ему все можно, ведь он герсй, работает на кессоне. И бьет вдребезги тарелки. Но, когда наступил призыв в Красную армию, вскрыли социальную подкладку этой «широкой натуры». Оказался Шахков кулацкого происхождения. Вот от таких людей шел подземный мат и залихватство. Бывает еще чужак другой, задумчивый чужак. Пришел раз на шахту комсомолец, поэт, красивый парень. Начал работать. В темноте стихи читает. Началось с того, что раз закричал поэт и побежал из штольни один. Продольный разрез кессона. Нижняя часть — камера кессона, куда подается сжатый воздух, отжимающий из плывунов воду. На снимке изображен момент разработки грунта н погрузки его в бадьи. Средняя часть — этот тоннель кессона. Здесь установлены шлюзовые аппараты, в которых шлюзуются люди и грунт. Затем с помощью Лебедок грунт подается через башни на поверхность. Кричит: «Потолок валится!!» Потолок не валился, а трещал, но каждому человеку страшно, дело понятное. Другой раз ставили рамы. Поэт, парень сильный, дуется, кряхтит. Говорят ему товарищи: — Ну, что ты заливаешь, ведь ты дуешься, а не тянешь. Сконфузился поэт, промолчал. Потом говорит: — Скучно в штольне, одну ремонтину поставишь, другую ремонтину поставишь, мар-чиванки забиваешь — скука. И скучно и опасно. Не могу я здесь работать. И почему я должен заботиться о том, чтобы дом на Каланчевской улице не упал. Его хозяин когда-то на деревянных лежнях построил, а мы должны теперь под землей изворачиваться. — Да там четыреста семейств живет. — Какое мне дело до чужих семейств, когда моей собственной маме в Москве паспорта не дают. Говорят товарищи: — Это неправильно, если не дают, мы похлопочем.
|