Техника - молодёжи 1935-10, страница 75

Техника - молодёжи 1935-10, страница 75

неопределенного положения. Очевидно, в это время он познакомился и близко сошелся с Максимом Греком, который, склонив его заняться печатным делом, рекомендовал его царю.

Иван IV, сам «ритор словесных наук», отдался новому предприятию со всем пылом своей увлекающейся натуры. По словам Федорова, в 1554 г. «царь повелел устроить дом от. своея царские казны, где бы печатному делу строиться». Для государева Печатного двора отвели обширное место на Нико; ской улице рядом с греческим монастырем, в тради ционном средоточии торговли книгами и иконами Иван IV не жалел средств на постройку «Палаты натного дела» и на оборудование ее всем необходи мым для книгопечатания. Но, несмотря на это, вве дение книгопечатания в Москве затянулось на цело десятилетие, так как все типографские принадлеж ности, начиная с печатного станка и кончая вировальными досками, изготовлялись на месте, а это требовало времени. Главную роль в этом длительном процессе подготовки оборудования Печатного двора несомненно играл Иван Федоров, знаток всех частностей типографского дела; ведь он умел не только набирать книги, печатать их и корректировать, но и отливать превосходный шрифт и вырезать матрицы (формы для отливки букв).

® 1563 г. Печатная палата — первая московская типографии — была отстроена и оборудована. Кроме главного, выражаясь по-старинному, «делателя», самого Ивана Федорова с его помощниками — сыном Иваном, Петром Мстиславцем и Марушею Нефе-дьевым, в распоряжении Печатного двора был целый штат граверов, знаменщиков (рисовальщиков), литейщиков, наборщиков и других мастеров.

С весны 1563 г. начались в Печатном дворе типографские работы. Просматривая внимательно старинные гравюры, можно составить себе достаточно ясное представление о том, как происходило печатание в Москве XVI века. Набранный шрифт ставили в неглубокий деревянный ящик, заменявший современную раму; этот ящик соединяли петлями с декелем (узкая рамка, затянутая материей), на котором с помощью графеек (иголки) прикреплялся лист бумаги, закрываемый ращкетом (узкая рамка) с 6У-с точно вырезанными местами для

• (Тлям ГйИ . СЛАБИМ» П^КЛАВНСА . КШ*

нм/дкмкн ьб If ж*

HMOff • niMOljlHtl НП*К^»ЙНТ«ДЬ J ВкЫтк^кмпЧ &ИГШН~Н . «мксгт&кгь.шутлйлнм . «г** «Цд ми го на н • •' ГЬ HXffciШМ Ч/ЛПП . ГЬ НМА fro, КШСПНЦД флрлЗмБМ

страниц; краска набивалась мацами (кожаные подушечки); ящик с набором вдвигался под пресс в виде тяжелой доски, и с помощью нажимного винта производилось равномерное давление, после чего ящик выводился обратно. Самый станок, небольших размеров на один лист, был весь из дерева; оттиски на нем производились с двукратного нажима рукой, одного было недостаточно для получения хорошего отпечатка. Таким способом печатались книги с заставками и концовками и отдельные гравюры.

Ранней весной 1564 г. вышла со станка Печатной палаты ее первое издание —богослужебная книга, сокращенно называемая «Апостол». Украшенная заставками и гравюрой на дереве, изображающей ученого апостола Луку за писанием, она содержит в себе 534 страницы по 25 строк; шрифт ее близок к так называемому полууставу XVI века (славянские продолговатые буквы). Тщательное исследование этого шрифта, сохраняющего строгую чистоту и правильность письма старомосковского пошиба, позволяет утверждать, что весь шрифт для Печатной палаты был изготовлен в Москве, а не за рубежом. Внешнее оформление как этой, так и последующих книг, отпечатанных Федоровым, настолько хорошо, что нашего первопечатника без всякого преувеличения одним из лучших типографщиков

: просто искус

ал мертвой . По его же (корзинка),

старого времени. Вообще ный мастер, а пламенный художник В его глазах типографский станок i машиной, убивающей поэзи образному выражению — рассевающая семена просвещения».

Здесь перед нами возникает вполне ный вопрос: каким образом Иван Федоров, бедный, незнатный человек, никуда не выезжавший из Москвы, мог достигнуть такого высокого совершенства в типографском искусстве и проникнуться такими прогрессивными идеями относительно своей профессии? Некоторый ответ на это дает любопытное «Сказание о воображении (приготовлении) книг, печатного дела», составленное в XVII веке, когда еще были живы люди, отцы которых помнили, как «зачиналось» в Москве книгопечатание. Вот что между прочим читаем мы в этом «Сказании»: «Глаголют неции о них (т. е. о первопечатниках), яко от самих фряг (итальянцев) то учение прияста. Повествуют же о кгкиих (других), яко прежде их (т. е. переопечатни-

75