Техника - молодёжи 1939-02, страница 21

Техника - молодёжи 1939-02, страница 21

Республиканские артиллерии ы на Гнадаррамском фронте заряжают орудие

формализм комвндира группы привел к тому, что удобный момент был упущен, и атака сорвалась.

Другой случай произошел во время первых боев за Теруэль Здесь республиканцы не добились решающего успеха только вследствие плохого взаимодействия между пехотой и артиллерией. Вот как об этом в свое время рассказывала американская печать.

Республиканская пехота окопалась вблизи высоты, лрикры вающей Теруэль. Крутые склоны не позволяли республиканцам пустить в ход танкн. Высота была хорошо укреплена фашистами Множество пулеметных гнезд составляло костяк ее обороны. Республиканцы сидели в окопах, не имея возможности и носа высунуть, чтобы не угодить под фашистскую пулю. Они ждали артиллерию. Задача была ясна — артиллерия подавляет пулеметы, пехота бросается в атаку и занимает высоту,

Наконец прибыли две батареи и расположились на закрытых позициях. Началась артиллерийская подготовка. Батареи стреляли удачно. Почти ни один аыстрел не пропадал даром. Республиканские пехотинцы восторженно любовались стрельбой артиллерии, безустали аплодировали, провозглашали приветствия в честь республики и вртнллеристов н забывали главное, забыаали, что они решают общую с артиллерией задачу.

Командир батареи предупреждает по телефону командира пехотного подразделения, что через 15 минут подготовка заканчивается и сейчас же, без промедления, пехота обязана броситься а атаку. Через четверть часа батареи смолкают. Но пехота попрежнему отсиживается в окопах. Артиллеристы раздражены. По телефону происходит краткий диалог.

— Что же вы сидите? — спрашивает командир батареи.

— Сню минуту пойдем, — отвечает пехотный командир.

Проходит минута, другая, третья... Наконец атака начинается. Но уже поздно: опытная фашистская пехота возвращается к уцелевшим пулеметам, покинутым ао аремя жестокой артиллерийской стрельбы, и встречает республиканцев стальным ливнем. Атакующие отходят на исходные позиции.

Эти два примера ярко показывают, с какими трудностями приходилось сталкиваться республиканским артиллеристам в первый год борьбы испанского народа за свою независимость. Но аремя взяло свое. Оно работало на республиканцев. Каждый новый день героической борьбы испанского народа разрушал планы интервентов, мечтааших о молниеносном разгроме республиканской армии.

Интервенты начали понимать, что республиканцы крепнут, становятся сплоченнее и боеспособнее, что регулярная армия республиканской Испании — это уже не отряды народной милиции, сильные лишь своим революционным энтузиазмом. Когда же грянули бои в июне 1937 г., фашисты убедились, что их противник способен также проявлять смелую наступательную инициативу. До тех пор фашисты предполагали, что республиканцы только укрепляют свою оборону, они даже готовились к тому, что с этой обороной придется серьезно поспорить. Но вышло соасем иное. В июне республиканцы сами повели большое наступление, в котором участвовали два армейских корпуса, танки, авиация и массы артиллерии. Да, массы артиллерии, причем хорошо организованные, централизованно управляемые, руководимые мо

лодыми, но уже обстрелянными кадрами испанских артиллеристов.

В июньских боях республиканцы осуществили единое управление десятками батарей. До 251) орудий были стянуты на участок июньского наступления республиканцев, поставивших своей задачей прорвать фронт интервентов и окружить мадридскую rpvnns фашистских войск.

Сложная система управления *тои массой артиллерии была организована и проведена на очень высоком уровне.

Умелое взаимодействие между крупными пехотными подразделениями и артиллерией еще более повысило аффект операции. На направлении главного удара атаки действовали 150 орудий. Их организованный огонь парализовал всю систему обороны фашистов. Затем огонь был перенесен в глубину обороны, и пехота интервентов не успела опомниться, как была смята дивизией Листера, вовремя поднявшейся для броска в атаку Дивизии Листера точно взаимодействуя с артиллерией, стремительным ударом захватила деревню Бруннете и прорвалась в тыл фашистов.

Во время июньского наступления республиканская артиллерия успешно аыполняла самые разнообразные задачи и наносила фашистам жесточайшие удары. Чтобы спасти положение. интервенты приостановили активные действия почти на всех фронтах и перебросили на мадридский участок крупные силы.

Пытаясь скрыть от республиканцев исходные позиции своих свежих резервов, интервенты производили переброску войск по ночам. Но они лишь отчасти достигли своей цели, ибо республиканские артиллеристы, не вичя противника, но зная предположительно, в каких пунктах он сосредотачи вается, наносили ему немалый урон. Так было в деревне Махадоонта, куда однажды ночью прибыл усиленный отряд марокканцев. Перебежчики и пленные марокканцы рассказывали впоследствии, что едва только онн успели выгрузиться, как сейчас же неведомо откуда на их головы, «как гнев пророка», обрушился стальной смерч снарядов.

После десяти минут обстрела, открытого республиканскими артиллеристами, свежая часть фашистских войск, еще не введенная в бой, потеряла около 100 человек. Остальные в панике разбежались.

Вслед за мадридской операцией республиканцы провели широкое наступление иа арагонском фронте. И здесь рес-

Одна из первых батарей, организованных республиканцами на Фронте близ Уэски.

20