Техника - молодёжи 1940-05, страница 21

Техника - молодёжи 1940-05, страница 21

а и расплывались на мутном фоне {С»мх туч. Теперь наступило прем л. ■цкйе корабли, построившись уступом,

э завыли ревуны, и корпус «Шарихор-дрогнул от мощного толчка. Оглунш-гельный грохот бортовых залпов разнесся океаном. Спустя 15 секунд последо-следующий залп флагмана. Ему вто-н орудия и других кораблей германской (кадры. «Шарнхорст» стрелял по «Гуд ., «Гнейзенау» — по «Мокмоту», легкие- крейсера также разделили свои цели. Англичане открыли стрельбу на две минуты позднее немце», И это промедление поило британской эскадре довольно доро-" <е с третьего залпа «Шарнхорст» крыл противника, и снаряд попал в носовую орудийную башню. Через несколько залпов «Гнейзенау» также попал в свою «ль. Один из его снарядов пробил носо-|)ю оруднйную башню на «Монмоте», раз-протнл подбашенную палубу и вызвал шар боеприпасов. Раздался сильный взрыв. Как из кратера вулкана, вырвались длинные языки пламени, бросая колеблющиеся тени на кипевшее море, и вся баш-

Векоре. и «Лейпциг» поймал в вилку «Глэзго»; град снарядов посыпался на ан глийский крейсер, но тот отвечал вяло. Бой сделался общим; Сначала англичане Стреляли правильным» залпами, но потом стали мазать и. сбились на разрозненные мегрелы. Между тем германские артиллеристы вели огонь, как на учении. Каждые S5 секунд раздавался очередной залп кем бортом. Немцы стреляли в три раза Острее англичан. Одно попадание за другая поражало британские корабли. Быстро наступившая с востока темнота )же почти совсем скрыла из виду герман-йие крейсера. Об их местонахождении южно было лишь угадывать по блеску (встрелов. В то же время английские ко-Иблп представляли поирежнему ясно видимую цель, так как сзади них все еще к померкли отблески заката. И- немцы уверенно и методично били по этой цели.

Легкие крейсера быстро справились с «приятелем. «Отранто» уже после треть-(го залпа «Дрездена» не выдержал, лопнул боевой строй н начал поспешно нодять на запад. После его бегства оба немецких легких крейсера сосредоточили инь на «Глэзго». Новейший английский крейсер, несмотря на свое преимущество в ходе и вооружении, терпел явную неудачу. Немецкие гранаты падали на него одна за другой, нанося тяжелые повреждения. Только в ватерлинию было пять попаданий. Вскоре английский крейсер показал свою невыразительную корму и пустился наутек.

Эскадра адмррала Шпее и бухте Сан-Квентин (Южная Америка).

Тем временем «Шарнхорст» и «Гнейзенау» громили английские броненосные крейсера. Тяжелый снаряд попал между второй и третьей трубами «Гуд Хоуиа», оттуда вырвались тяжелые клубы желтого дыма. Немецкие наблюдатели насчитали уже более тридцати попаданий и английский флагманский крейсер. Не менее печальна была и судьба «Монмота». Уже через 16 минут после открытия огня он вынужден был покинуть свое место в бое-вой линии. Израненный корабль осел кормой и беспомощно дрейфовал. Но экипаж все еще продолжал стрелять. Еще несколько попаданий —и английский крейсер прекратил борьбу, его орудия замолчали.

Теперь «Гнейзенау» перенес свой огонь на «Гуд Хоуп». Стало ясно, что участь английского флагмана также решена. В течение нескольких минут германские крейсера стреляли по нему с расстояния около четырех миль. «Гуд Хоуп» горел сразу в нескольких местах. Издали он казался одиноким пылающим факелом среди бушующего моря. Вдруг страшный взрыв заглушил на один момент и артиллерийскую стрельбу и дикий «ой непогоды. Из середины «Гуд Хоуиа» вырвался огненный смерч, взвился выше мачт и достиг, казалось, самых туч.

Английский крейсер быстро погружался носом в воду. Несколько мгновений торчала только одна его корма, напоминающая морду какой-то чудовищной рыбы, а потом тоже исчезла. Страшная пучина при

Гибель английского броненосного крейсера «Моимот».

няла в свои объятия разбитый кораблч вместе с английским адмиралом И экипажем около тысячи человек, людей в такую штормовую по было и думать.

Прошло всего 50 минут i вого выстрела, и бой уже закончился полным поражением английской эскадры

В то же время германские корабли почти соврем не пострадали: «Шарнхорст» получил всего два попадания, а «Гнейзенау» — четыре. Корабли нисколько не утеряли своей боеспособности. За все время боя были ранены лишь два германских матроса. Шпее с полным правом мог считать свою победу блестящей.

Но куда девался «Монмот»? Эта мысль мучила адмирала Шпее.

Пожары на английском крейсере потухли, и он под густым покровом ночи скрылся из виду.

Вдруг откуда-то издалека донеслись неясные выстрелы. Потом еще. Сомнений не было: стреляли артиллерийские орудия.

— «Нюрнберг»! — воскликнул кто-то.

И действительно, в том направлении должен был находиться легкий крейсер «Нюрнберг», который шел далеко от всей германской эскадры и не мог принять участия в сражении. Немецкий крейсер, заслышав звуки отдаленной битвы, поспешил на соединение со своей эскадрой. Однако сильная качка мешала ему быстро продвигаться: Наступила уже темнота. Около 8 часов мимо «Нюрнберга» проплыла тень неизвестного корабля. Германский крейсер стал подавать опознавательные сигналы. Однако неизвестный упорно молчал. Тогда белый сноп прожектора прорезал пространство, скользнул по всему кораблю и остановился на гафеле. Как и светлом пятне волшебного фонаря, германские моряки увидели английский флаг. Это был броненосный крейсер «Монмот». Германские артиллеристы дали тотчас же залп, затем другой, третий... Бронебойные снаряды разворотили английскому крейсеру весь борт. В обнаженное нутро корабля хлынула целая река. «Монмот» грузно и тяжело повалился сначала набок, а затем перевернулся, показывая в свете прожекторов красное днище. Спустя несколько минут он пошел ко дну, унося с собой весь экипаж.

«Артиллерийским огнем потоплен «Монмот», сообщал флагману по радио командир «Нюрнберга».

«Браво, «Нюрнберг»!» выстукивал на ключе телеграфист ответ флагмана...

19