Техника - молодёжи 1990-06, страница 26

Техника - молодёжи 1990-06, страница 26

Страницы истории

■ V ф. * - - - «й ч 1 » V

... Летом 1904 года противник осаждает Порт-Артур. После долгих колебаний, под давлением Петербурга, начальник Тихоокеанской эскадры контр-адмирал В. К- Витгефт известил подчиненных, что «государь император повелел идти во Владивосток».

10 августа (по н. ст.) эскадра вышла в Желтое море, встретилась с японским флотом. Открыв огонь, его командующий адмирал X. Того попытался охватить «голову» ар-турцев, но неверно рассчитал маневр и отдалился от них. В бою, возобновившемся через два с лишним часа, японцы обстреливали главным образом флагманские броненосцы «Цесаревич» и «Пересвет». Однако и «наши стреляли, в общем, не хуже японцев»,— отмечал очевидец.

Из-за серьезных повреждений своего флагманского корабля Того уже намеревался выйти из боя, но в это время в «Цесаревич» попал крупнокалиберный снаряд, при взрыве которого погибли Витгефт и ряд старших офицеров. Вскоре второй такой же вывел из строя рулевое управление. «Цесаревич» выкатился из строя, эскадра смешалась и повернула в Порт-Артур. Несколько кораблей, в том числе исправивший повреждения флагманский броненосец, ушли в нейтральные порты и были интернированы.

В августе же в Петербурге решили отправить на выручку Порт-Артуру 2-ю Тихоокеанскую эскадру адмирала 3. П. Рожественско-го. На переходе в ее состав влилась 3-я Тихоокеанская эскадра контрадмирала Н. И. Небогатова (четыре устаревших броненосца и крейсер). 14 мая 1905 года армада из 38 вымпелов вошла в Цусимский пролив...

... В дневном бою, ночных стычках и разрозненных сражениях 15 мая японцы потопили артиллерией и торпедами 21 русский корабль, в том числе 3 новейших броненосца. Пять кораблей сдалось, шесть ушли в нейтральные порты и только самый слабый крейсер «Алмаз» с двумя маленькими миноносцами пришли во Владивосток. Потери же противника исчислялись всего тремя миноносцами...

История отечественного флота еще не знала столь тяжелого поражения. Даже спустя 85 лет специалистов по-прежнему мучает вопрос о его причинах.

ЦУСИМА:

загадки

сражения

Максим КОМКОВ,

историк

Когда мир облетела весть о разгроме 2-й Тихоокеанской эскадры у острова Цусима, реакцию всех сведущих в военно-морском деле можно было определить однозначно — изумление. В самом деле, после года войны, в которой одна сторона (Россия) действовала крайне нерешительно, а другая (Япония) чрезмерно осторожно, в которой самым эффективным оружием были якорные мины и крупнокалиберные сухопутные орудия, а корабельная артиллерия не потопила ни одного крейсера и броненосца, вдруг полный разгром, гибель 5 тысяч русских моряков!

Нам, из школьных учебников узнавшим, что 2-я эскадра была обречена еще в октябре 1904 года, при выходе из Либавы, это непонятно. Тем более что офицеры «обреченной» эскадры смертниками себя отнюдь не считали, хотя и на победу вряд ли рассчитывали. Например, обер-аудитор эскадры, титулярный советник В. Добровольский писал, что «большинство (офицеров.— М. К ) предполагало, что... ожидать победы нельзя и лучшее — это прорыв во Владивосток с большими повреждениями». Давая показания комиссии, выявлявшей причины Цусимской катастрофы, Рожественский заявил: «Я не мог допустить мысли о полном истреблении эскадры, по аналогии с боем 28 июля (10 августа по н. ст.— М. К ) имел все основания считать возможным дойти до Владивостока с потерею нескольких судов». Того же мнения придерживался командующий отрядом крейсеров контр-адмирал Энквист: «Что русский флот будет не только разбит, но в буквальном смысле уничтожен, такой оборот дела вряд ли кому представлялся возможным».

Основания для утверждений такого рода давал вроде бь! сам ход войны и, главное, результаты сра

жения 10 августа 1904 года в Желтом море. Вполне возможно, адмирал Рожественский полагал, что, избежав повторения ошибок командования артурской эскадры, он сумеет прорваться во Владивосток, нужно только удерживать курс и строй.

Увы, его расчеты не только не оправдались, но обернулись катастрофой. Чем же объяснить неожиданный исход Цусимы, что стояло за победой «азиатского Нельсона», как прозвали японского адми-Грала Того?

Как ни странно, ответы на эти вопросы до сих пор не найдены, хотя ни одно сражение броненосных флотов не изучалось так тщательно, как Цусимское, и не вызывало столь ожесточенных дискуссий. Ведь в нем впервые артиллерийским огнем были уничтожены эскадренные броненосцы, главная ударная сила любого флота, а их гибель предрешила исход боя.

Непонятно и другое. Броненосцы типа «Бородино» вошли в историю со злополучным клеймом Цусимы, а однотипный «Слава», вступивший в строй спустя два года, блестяще показал себя в первую мировую войну. Кстати, совершенно необычное объяснение дал командир крейсера «Олег» капитан 1 ранга Л. Добровольский. По его мнению, «Ослябя», «Наварин» и «Сисой Великий» стали жертвами... японских субмарин! Заметим, в дальнейшем Добровольский стал одним из стойких приверженцев подводного флота.

Однако большинство переживших Цусиму твердило об ужасающем артиллерийском огне японцев. Так, участник обороны Порт-Артура, проделавший со 2-й эскадрой путь к Цусиме, капитан II ранга В. Семенов вспоминал: «Казалось, не снаряды ударялись о борт и падали на палубу, а целые мины... Стальные листы борта и над-

24