Техника - молодёжи 1940-05, страница 19

Техника - молодёжи 1940-05, страница 19

С.Фрапцивк

.Сабайские о-ва

.. ......

Ч Маршальские

^Маркизские О-ва

В конце прошлого года у берегов Южной Америки произошло первое морское сражение второй империалистической 13 декабря германский «карманный» Йнкор «Адмирал Шпее», оперировавший с начала войны в этом районе, вступил в foil с тремя английскими крейсерами. Нанеся им серьезные повреждения, линкор ушел в уругвайский порт Монтевидео запивать свои раны. Спустя два дня уже евять английских военных кораблей сто-ржили у этого порта, ожидая выхода (ерманского линкора в море. Но по приказу из Берлина немецкие моряки взорвали я затопили свой корабль. «Адмирал Шпее» пошел ко дну.

Этот эпизод напоминает нам об одной «алоизвестиой странице первой мировой войны. Ровно двадцать пять лет тому назад примерно в этих же водах разыгрался заключительный акт морской драмы, связанной также с именем адмирала Ulnee.

4 августа 1914 г., когда Англия объявила войну Германии, у маленького острова Понапе в Тихом океане стояли на якорях три крейсера эскадры германского адмирала Шпее — «Шарнхорст», «Гнейзе-нау» и «Нюрнберг». Остров этот принадлежит к группе Каролинского архипелага, находящегося в северо-западной част океана. На случай военных действий умирал Шпее имел предписание от морского генерального штаба вести крейсерскую войну —- нападать на вражеские торговые суда, мешать перевозке британских "колониальных войск в Европу, захватывать контрабандные грузы и т. п. " Однако превосходящие морские силы Англии, к которым присоединились также в японские флотилии, заставили эскадру адмирала Шпее уйти к берегам Южной Америки, где можно было надеяться нарушить британскую • торговлю. И вот три германских крейсера отправляются в да-

Ю. ВЕБЕР

лекий поход. Они идут через весь Тихий океан по огромной диагонали — с северо-запада на юго-восток. Это труднейшее плавание — без опорных баз, в знойной экваториальной зоне, в условиях непрестанной угрозы встретить сильнейшего врага — длилось почти три месяца.

По дороге германские крейсера перерезали у острова Фаннинга большой британский кабель, снизывавший Австралию с Канадой, и обстреляли французскую резиденцию на островах Таити. Объединенные силы англичан, японцев и французов напрасно разыскивали повсюду Шпее — ему удалось благополучно добраться до берегов Чили. Германские моряки прошли более 10 тыс. миль, сохранив боевую готовность своих кораблей.

Недалеко от берегов Южной Америки к эскадре Шпее присоединились еще два' германских крейсера — «Дрезден» и «Лейпциг», которые вели здесь торговую войну и потопили уже пять английских пароходов. Итак, в конце октября под флагом адмирала Шпее собрались из разных океанов пять боевых кораблей. Здесь были флагманский корабль броненосный крейсер «Шарихорст» и броненосный крейсер «Гнейзенау». За ними следовали три легких крейсера —■ «Нюрнберг», «Дрезден» ч «Лейпциг».

Английское адмиралтейство, узнав о приближении Шпее к побережью Южной Америки, послало против него эскадру адмирала Крэдока. Британский адмирал имел в своем распоряжении также два броненосных крейсера- «Гуд Хоуп» и «Мои-мот», два легких крейсера — «Глазго» и «Отранто» и, наконец, еще один старый линкор — «Канопус». Адмирал Крэдок считал, что этих сил недостаточно, чтобы разбить германскую эскадру, тем более что устаревший «Канопус» имел очень небольшую скорость. Крэдок понимал, что Шпее является серьезным противником и

не столько по количеству своих крейсеров, сколько благодаря хорошей боевой выучке экипажа. Однако британский морской штаб недооценил угрозу со стороны Шпее и не пожелал увеличить силы адмирала Крэдока настолько, чтобы иметь наверняка большое преимущество. И эта ошибка адмиралтейства имела для англичан печальные последствия.

Тихо и безмолвно было на германском лагманском корабле в ночь на 1 ноября, щательно затемненные лТоки и иллюминаторы не пропускали наружу ни малейшего луча света. Крейсера бесшумно шли, подобно громадным неясным теням, в густой, как бы осязаемой темноте. Только легкое подрагивание корпуса говорило о скрытой и жаркой работе там, глубоко в трюмах машинного отделения. Весь экипаж спал. Изредка на палубе мелькал едва различимый силуэт кого-нибудь из вахтенных...

В низкой тесной радиорубке, надев наушники, сидел дежурный связист. Он прислушивался с закрытыми глазами к мерному прибою эфира, который то набегал, то отдалялся, подобно морской стихии. Было уже без четверти три. Клонило ко сну. Но вот в трубке раздался прерывистый писк. Привычный слух радиста уловил целый поток точек и тире, условные позывные, а затем торопливые ряды беспокойных слов.

«Легкий английский крейсер стал на якорь на рейде Коронель 31 октября в 7 ч. веч. тчк Геттингеи тчк», означали расшифрованные знаки.

Это радио посылал немецкий пароход «Геттингеи». Два часа назад он прибыл в чилийский порт Вальпарайзо и собирался провести ночь на якорной стоянке. Тут к капитану явился вдруг какой-то энергичного вида человек и заперся с ним в каюте. Незнакомец предъявил свой мандат заведующего германской разведкой.

17