Техника - молодёжи 1941-05, страница 46

Техника - молодёжи 1941-05, страница 46

В. СМИРН яги и

Деление суток на 24 части нисходит к глубокой древности. За пять тысячелетий до наших дней в долинах рек Тигра и Евфрата существовало одно из древнейших культурных государств — Вавилон. Вавилонские жрецы были первыми астрономами мира. Для своих наблюдений они пользовались гномоном — шестом, воткнутым вертикально в землю. С помощью гномона они определяли положение Солнца и звезд на небе, узнавали месяц, день, а также и час суток.

Вавилоняне заметили, что тень, отбрасываемая шестом на землю, изменяет свою длину и направление в течение дня. Отметив положение тени при восходе и закате Солнца, они разделили весь остальной путь ее на двенадцать равных частей, подобно делению года на 12 месяцев, установленному ими же раньше. Так был устроен циферблат первых солнечных часов.

Но которые они отсчиты

вали, не соответствовали * современным. Известно продолжительность дня меняется в течение года; вавилоняне же каждый день делили неизменно на 12 равных частей. Поэтому вавилонский час зимой был короче нашего, а летом длиннее. Полдень по вавилонскому времени наступал в 6 часов. В это время гномон давал самую короткую тень, которая делила циферблат на две равные части.

По аналогии с днем и ночь также делилась на 12 часов. Ночные часы отличались своей продолжительностью от дневных, и только в период равноденствия, когда день равен ночи, они совпадали.

Вавилон и другие древние культурные государства — Ассирия и Египет — располагались в долинах рек. Территория этих государств пронизывалась разветвленной сетью оросительных каналов. Чтобы правильно регулировать орошение полей, нужно было определять время, в течение которого вода поступала из магистрального канала в оросительный. Это осуществлялось при помощи простого

ОТ СОЛНЕЧНЫХ ЧАСОВ

ковша с отверстием в дне. Открывая шлюз, особый чиновник, представитель власти, одновременно зачерпывал ковшом воду. Когда вся вода вытекала из отверстия ковша, чиновник закрывал шлюз и переходил к следующему.

Такой сосуд с отверстием, из которого вытекала вода, не показывал часа дня, но давал возможность отмеривать равные промежутки времени. Этот принцип впоследствии был применен для создания водяных часов.

Примитивные солнечные часы — гномон — были неудобны. Строго говоря, им каждый день был нужен новый циферблат, так как положение тени, соответствующее определенному часу, ежедневно менялось.

Греческие математики и астрономы, перенявшие гномон от вави-0 лоняч; угочепшенствовали» «солнечные часы. Знаменит* £строно1и Аристарх Самосский, живший на рубеже IV и III веков до нашей эры, произвел первый теоретический расчет гномона. В приборе, который построил Аристарх на основании своих расчетов, тень от вертикального стержня падала не на плоскость, а на сферическую поверхность, выдолбленную из камня.

Эти часы, названные греками «скаф», что значит чаша, представляли собой как бы часть опрокинутого небесного свода. На поверхности скафа были нанесены основные линии небесного глобуса: экватор, тропики Рака и Козерога, Тень от острия гномона показывала положение Солнца на небе.

Часы устанавливались так, чтобы полуденная линия указывала на юг. Величину и наклон стержня гномона варьировали в зависимости от широты местности, в которой устанавливали часы. При правильной установке стержня тень от него в один и тот же час всегда падала на одну и ту же часовую линию вне зависимости от времени года.

44