Техника - молодёжи 1941-05, страница 47

Техника - молодёжи 1941-05, страница 47

Рисунки Л. СМЕХОВА

Скаф выполнял также роль своеобразного календаря, указывая наступление солнцестояния — периода самых долгих или самых коротких дней — и равноденствия, когда день и ночь равны.

Параллельно с солнечными часами развивались и водяные. В греческих и позднее римских судах с помощью водяных часов, которые назывались клепсидрами, отмеряли время для речей сторон. Чем важнее было дело, тем больше времени полагалось для прений, тем больше воды наливали в клепсидру. При чтении документов или свидетельских показаний судья приказывал специальному рабу заткнуть отверстие сосуда. С возобновлением прений раб снова пускал воду. Когда клепсидра пустела, судья возвещал оратору, что его время истекло.

За 270 лет до начала нашей эры в городе Александр !'р15тре

античной наукь^^г;й " знаменитый инженер-гидротехник Ктезибий. Ему приписывают изобретение насоса и водяного колеса. До нас дошло описание хитроумной клепсидры «Плачущий мальчик», построенной Ктезибием.

Часы Ктезибия состояли из металлического ящика с установленным на нем цилиндром, который служил циферблатом. Поверхность цилиндра разделялась вертикальными линиями на 12 равных частей — по числу месяцев. Каждый месяц, в свою очередь, был разделен на дни. Кроме того, циферблат опоясывался 12 часовыми кругами. Расстояния между кругами на той стороне цилиндра, которая соответствовала зимним месяцам, были короче, чем в «летней» его части. Так александрийский гидротехник приспособил равномерное течение воды к изменяющейся продолжительности часа. В ту эпоху сохранялось еще вавилонское исчисление времени.

Клепсидра приводилась в действие водой, поступающей из городского водопровода. На ящике

ДО ХРОНОМЕТРА

Но как измерить время на море во время движения корабля? Солнечные часы были бесполезны в пасмурную погоду. Водяные же, ход которых не зависел от Солнца, выходили из строя во время качки.

Уже давно было известно, что крупинки хорошо промытого песка, подобно воде, легко и равномерно высыпаются из отверстия сосуда. В то же время трение между песчинками делает их менее подвижными, чем частицы воды. Поэтому песок оказался подходящим материалом для создания часов, не боящихся качки корабля.

Простейшие песочные часы представляли собой два грушевидных стеклянных сосуда, соединенных узким горлышком. Через это горлышко песок в течение определенного времени пересыпался из верхнего сосуда в нижний. Когда верхняя груша пустела, прибор надо было перевернуть, и счет времени возобновлялся.

Морские песочные часы состояли из четырех пар таких сосудов,

по обеим сторонам цилиндра стояли две фигурки крылатых мальчиков. Один из них непрерывно ронял слезы, которые стекали внутрь прибора. Фигурка второго мальчика была насажена на стержень, соединенный с поплавком. По мере того как слезы первого мальчика заполняли ящик, поплавок поднимался, а вместе с ним поднималась и вторая фигурка. Устанавливаясь против соответствующего деления циферблата, она указывала время.

Наполнившись, ящик автоматически опоражнивался. Струя вытекающей воды падала на лопасти колеса, движение которого с помощью зубчаток передавалось циферблату, поворачивая его на одно деление. За год цилиндрический циферблат совершал один оборот.

Ктезибий в своей клепсидре одним из первых применил зубчатые колеса, ставшие впоследствии важнейшей деталью всех часовых механизмов. _

45