Техника - молодёжи 1941-05, страница 43

Техника - молодёжи 1941-05, страница 43

строй, выравнивается- во всех направлениях.

— Смирно! — командует тренер. Строй замирает, не шелохнется ни одна голова. — Начи-най!

Вместе с первыми тактами плавного вальса приходят в движение руки, ноги, корпус гимнасток. Булавы идут вверх, вниз, в стороны, они делают круги, петли, восьмерки, их сверкающие следы переплетаются в пространстве в десятках плоскостей. В это время гимнастки делают красивые, пластичные повороты, приседания, выпады.

После вольных движений начинаются занятия на снарядах. В разных местах пола в зале имеются неглубокие металлические гнезда. В одни из них вставляются блестящие никелированные стойки, держащие гибкую стальную перекладину, за другие зацепляются концы растяжек — и первый снаряд готов для упражнений. Из ниш выкатываются брусья и конь, на полу раскладываются маты.

Группа гимнастов занимается на кольцах. Упражнения на кольцах входят в классическое шестиборье, обязательное для каждого гимнаста. В это шестиборье включаются также вольные движения, упражнения на брусьях и перекладине, «махи» на коне и опорные прыжки.

К покачивающимся на тонких стальных тросах баранкам подходит очередной спортсмен. Подпрыгнув, он ухватывается за кольца, делает «вис» на руках. Слегка раскачавшись, гимнаст почти неуловимым движением взбрасывает тело и встает «в упор» на руки. Из этого положения он переходит в стойку на кистях и замирает вниз головой на несколько секунд. Затем, не отрывая рук от колец, гимнаст вдруг валится вниз. Отбросив кольца, он совершает в воздухе головокружительный переворот, после чего оказывается стоящим на мате. Сила, ловкость, совершенное владение своим телом требуются для выполнения этой комбинации упражнений.

При работе на снаряде тело гимнаста подвергается воздействию его тяжести, инерции, центробежной и центростремительной силы. Искусство гимнаста заключается в умелом использовании этих сил, в координировании движений отдельных частей тела, в способности мгновенно расслаблять мышцы или собирать их в пружинящий комок. Только то упражнение получается хорошо, которое выполняется без лишнего напряжения.

Через 12—15 минут старший тренер дает сигнал: переменить снаряды. Кто работал на перекладине, переходит на брусья; занимавшие

ся на кольцах перебираются на коня.

Самым сложном упражнением гимнастического шестиборья считаются «махи» на коне. Делая их, гимнаст вертится на коне, опираясь поочередно то на правую, то на левую руку. Он весь в воздухе, и только его руки, перехватывающие ручки коня, касаются снаряда. Эта своеобразная джигитовка требует безукоризненного соблюдения равновесия и темпа движения. Недаром среди спортсменов распространено мнение, что тот, кто хорошо работает на коне, справится с упражнениями на любом другом снаряде.

Приближаясь к концу, урок достигает наивысшей напряженности. Появляются снаряды, служащие для прыжков с помощью рук. Разбегаясь по резиновой дорожке и отталкиваясь от пружинящего трамплина, гимнасты один за другим прыгают через коня, поставленного вдоль, через высокого «козла», через широкий гимнасти-ческий стол. Повсюду мелькают белые с синим майки, традиционные цвета «Динамо». Тела несутся в стремительном «каскаде», замирают и «парят» в воздухе, летят «ласточкой», крутят «сальто», делают перевороты, «кувырки» и другие фигуры.

Нет такого вида спорта, для которого гимнастика, вырабатывающая в человеке силу, ловкость, точность движений, не являлась бы важным средством тренировки.

Боксер, пловец, легкоатлет, футболист, бегун на любую дистанцию— все они включают в свою подготовку элементы гимнастики.

Гимнастикой может и должен заниматься каждый молодой человек нашей страны.

«Махи» на коне.

41

Стойка на кольцах

-