Техника - молодёжи 1941-05, страница 61

Техника - молодёжи 1941-05, страница 61

Штурм Выборга. (С картины художника 17. С<жолова-Скаля.;

ему чувствительные удары», пишет crap-ший лейтенант Ядков. В таких условиях Красная армия преодолевала оперативную зону заграждений.

Начался трудный, напряженный период боевых действий. Предстояло преодолеть мощную полосу долговременных укреплений, система и расположение которых были выяснены не сразу. Особенно большое значение имел район Хотинен — Сумма, преграждавший путь «ашим войскам на главном направлении к (Выборгу. Сюда 12 декабря вышли передовые части Красной армии.

«...Мы не знали еще, что именно здесь, вот на этом участке нашего пути, начинаются укрепления линии Маннергейма, — пишет политрук П. Матюшин. — Ни дотов, ни дзотов, ни железобетонных артиллерийских сооружений, ни землянок, ни траншей—ничего не было видно. Доты гнездились глубоко в земле, торчали над ними сосенки, пеньки, а то и могучие сосны.

Ничто не указывало на наличие вражеских укреплений на высоте 65,5».

А между тем эта высота была центром одного из наиболее мощных узлов сопротивления, что выяснилось позже, 17 декабря, когда началось общее наступление.

«...Танки быстро проскочили по лощине, прошли через проломы в надолбах, на мгновение спрятались в противотанковом рву, а через минуту были уже на высоте 65,5, не зная, что под ними в земле железобетонные логовища врага. Вскоре на высоту ворвалась и пехота — бойцы 2-го батальона. Наш 1-й батальон занял возвышенность слева от высоты 65,5. 3-й батальон идет в гатаку справа. И вот тут-то враг и привел в действие всю систему огневых точек укрепленного района, все пулеметы, минометы, артиллерию».

Пришлось отойти, окопаться и начать действовать совсем иными методами.

Хитро действовала финская артиллерия. Каждая ее батарея имела от пяти до семи подготовленных огневых позиций и систематически меняла их. Тем не менее советские артиллеристы точно определяли позиции вражеских батарей и внезапно обрушивали на них губительный огонь. Применялись не только обычные методы артиллерийской разведки, «о и любые способы обнаружения позиций врага. Вот что пишет об этом полковник Бакаев:

«В штабе группы по осколкам снарядов устанавливали систему орудия, а по справочникам— его баллистические данные. По борозде брали направление на батарею и в дальнейшем по карте определяли примерный район ее огневой позиции, к которому и приковывалось внимание органов звуковой разведки.

Сопоставление полученных данных, взаимная проверка их различными разведывательными органами с последующим внимательным изучением, нанесение на карту предполагаемых огневых позиций вражеских батарей,— все ©то позволяло нам в конце концов устанавливать систему огневых позиций противника».

Готовя штурм, бойцы и командиры непрерывно учились. Учились боем, жестокой практикой, опытом частных побед в повседневных стычках с неприятелем.

В подготовке штурма и его успешном осуществлении большую роль сыграло руководство вновь назначенного командующего северо-западным фронтом Семена Константиновича Тимошенко. Небольшая, но весьма интересная статья полковника П. Груздева «Товарищ Тимошенко на передовых позициях» показывает командующего фронтом в боевой обстановке. Вот что рассказывает т. Груздев:

«...Блиндаж штаба дивизии. Два часа дня, Вскоре начнется трехчасовая артиллерийская подготовка, а за ней и штурм. Дверь растворяется, но она низка для

I входящего: ему приходится нагнуться. Войдя со света в блиндаж, он щурится и прищуренными глазами пристально всмат

ривается в тех, кто находится в блиндаже. Вслед за ним входят в штаб командарм 2-го ранга Мерецков, член Военного совета армии корпусный комиссар Вашугин, ком-кор Воронов, комдив Парсегов.

...Товарищ Тимошенко потребовал доклад от комбрига Губернева о готовности артиллерии.

— То, что вы доложили, —- подытожил товарищ Тимошенко, — хорошо. Но пока это только слова. А вот если на деле вы пропустите сигнал и первый выстрел отстанет хоть на секунду от сигнала...

Товарищ Тимошенко не закончил фразу, но все мы отчетливо поняли, что от нас ждут теперь не слов, а дел, и что на счету каждая секунда.

Вслед за этим наступила очередь моего доклада. Товарищ Тимошенко приказал доложить все детали подготовки операции. Он особенно тщательно проверил, насколько точно знают свою задачу части, притом не вообще, а в отдельности: стрелковые полки, артиллерия, танки».

Решающие бои по прорыву линии Маннергейма, овладению островами и Выборгом заняли месяц — с И февраля по 13 марта, когда по условиям мирного договора военные действия были прекращены. Этому месяцу, столь богатому событиями, посвящен второй том сборника «Бои в Финляндии». Здесь особенно хорошо показаны захватывающие эпизоды боевого пути двух славных дивизий, награжденных впоследствии орденами Ленина, — 123-й и 70-й.

Общеизвестно, что прорыв линии Маннергейма —- первый в истории случай преодоления современной долговременной железобетонной полосы. Менее известно, что дальнейшее наступление Красной армии на Выборг было дополнено и обеспечено смелым маневром — ударом Красной армии по льду Выборгского залива на северный финский берег.

Вспоминая о боевых делах 70-й ордена Ленина стрелковой дивизии, бывший ее командир, ныне генерал-полковник Герой Советского Союза М. Кирпонос говорит:

«Последняя операция дивизии — овладение островами, выход на северный берег Финского залива и захват отрезка шоссе Хельсинки — Выборг — с полным основанием называется ледовым походом.

В истории русского оружия было лишь два подобных похода. Первый поход русских войск под водительством Петра I, тоже по льду Выборгского залива, как известно, закончился захватом Выборга.

Второй поход был совершен под командованием Багратиона в 1809 году по льду Ботнического залива, когда русские овладели Аландскими островами, разгромив войска финского генерала Лебельна.

Советские войска совершили третий ледовый поход и тоже нанесли противнику неотразимый удар».

Так славное военное прошлое русского народа протягивает руку настоящему...

«Бои в Финляндии» — книга, которую с увлечением будет читать советская молодежь. Эта книга весьма поучительна, так как она рисует боевую действительность в ее подлинном, неприкрашенном виде, не скрывает трудностей и опасностей войны На живых, конкретных примерах она пока-зыйает, какие огромные требования предъявляет современная война к бойцу и командиру. Это как раз те требования, на которых основана система реальной боевой подготовки, осуществляемая сейчас в Красной армии.

59

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Полковник подолынный
  2. Операция багртион

Близкие к этой страницы