Техника - молодёжи 1947-10, страница 4

Техника - молодёжи 1947-10, страница 4

В 1729 году петровский токарь Нартов первым в мире сконструировал супорт для токарного станка и тем самым внес революцию в металлообработку. Станок Нартова до сих пор хранится в Ленинградском музее техники. И сделано это было за сто лет до англичанина Модслея, которому на Западе приписывают изобретение супорта.

Русский механик Барнаульского, завода Иван Иванович Ползунов за несколько лет до Уатта построил двухцилиндровую паровую машину универсального назначения. За сто лет до французов братьев 'Монгол ьфье русский подьячий Крякут-ный додумался до первого воздушного шара, наполняемого горячим воздухом.

За целый век до Фультона, в 17\9 го*у, самоучка Ефим Никонов изобрел и построил первую подводную лодку.

Шамшуренков и Кулибин — изобретатели-самоучки — создавали свои «самоходные тележки» намного раньше, чем немец Дрез предложил свою дрезину.

Уже в 1880 году мастеровой Федор Блинов со своим помощником Маминым демонстрировал на Нижегородской выставке свой «самоход» — первый в мире гусеничный трактор. 'Американская фирма Холт до сих пор считает, что гусеничный трактор изобретен в 1912 году именно этой фирмой.

Взаимозаменяемость — основа современного машиностроения. Ее приписывают американцу Эли*Уитнею. За границей слишком упорно забывают, что за сорок лет до американца в России на тульских оружейных заводах взаимозаменяемость уже широко вошла в производственную практику.

Петров в 1902 году зажег в своей лаборатории первую электрическую дугу. Лишь через 11 лет после него англичанин Деви вторично «открыл» ее.

Русский изобретатель Лодыгин в 1873 году — за 6 лет до Эдисона — демонстрировал свою первую -практически годную электрическую лампу накаливания, и лейтенант русского флота Хотинекий, будучи в Америке, еще в 1877 году показывал ее Эдисону.

Русские врачи Гуковский в 1889 году, Тартаковский в 1904 году, Полачебнов даже в 1875 году впервые применяли целебные свойства плесени из семейства «пеннциллиум» для лечебных целей, на десятки лет опередив англичанина Флеминга, считающегося открывателем пенициллина.

Так было «в России в далекие времена. Но из этих вековых глубин наперекор всем препонам зарубежного капитала, на. перекор презрительному равнодушию правящей клики пробивались к свету чистые родники науки. Они росли, ширились, а теперь в нашу советскую эпоху —эпоху расцвета науки — превратились в ©едущие русла (развития современной мировой культуры.

Великая Октябрьская революция свергла власть империалистов. дала победу рабочим и крестьянам, заложила основы для построения коммунизма в нашей стране*

Советская -власть освободила нашу страну от иностранной зависимости, нанесла удар мифу о том, что Россия осуждена плестись в хвосте у заграницы.

Октябрьская революция открыла перед советским народом широкие творческие способности. Товарищ Сталин дал уничтожающий отпор всем тем, кто еще стремился принизить советского человека, подчеркнув, что «последний советский гражданин, свободный от цепей капитала, стоит головой выше любого зарубежного высокопоставленного чинуши, влачащего на своих плечах ярмо капиталистического рабства»

С первых же дней революции новую энергию к направление приняла наша наука, поддерживаемая первым в мире советским государством.

Уже в 1920 году — в самый разгар гражданской войны — В. И. Ленин говорил: «Для того, чтобы победить, надо понять всю глубочайшую историю старого буржуазного мира, и чтобы строить коммунизм, надо взять и технику и науку и пустить ее в ход для более широких кругов...»

Там, где раньше работал один специалист-ученый, начали создаваться хорошо оборудованные научно-исследовательские институты.

Советская наука начала расти, шириться год от года. Очень быстро армия работников науки почти удесятерилась. Наука стала доступнее, она подошла вплотную к требованиям жиЗни страны.

Самым высшим событием в нашей науке явилось то, что отныне государственная и политическая жизнь страны в целом начала определяться самым передовым учением мира — учением Маркса—Ленина—Сталина.

Советская .наука стала наукой, которая, говоря словами Сталина, «не отгораживается от народа, не держит себя вдали от народа, а готова служить народу». Эта наука, «люди которой, понимая силу и значение установившихся в науке традиций и умело используя их ® интересах науки, все же не хотят быть рабами этих традиций, которая имеет смелость, решимость ломать старые традиции».

В этой науке новые пути «прокладывают иногда не обще* известные в науке люди, а совершенно неизвестные в научном мире люди, простые люди, практики, новаторы дела».

Советская наука целиком поставила себя на службу нащих пятилеток; вклад ее в дело нашей победы в Великой Отечественной войне огромен.

Партия и правительство и лично товарищ Сталин создали все условия для бурного расцвета науки и техники нашей родины. Ежегодно лучшие из лучших ученых, -изобретателей, новаторов производства отмечаются высоким званием лауреата Сталинской премии.

Всякая передовая идея, предложение, научное открытие немедленно встречают самую активную -поддержку.

И если теперь мы обратимся к любой ведущей отрасли мировой науки, мы увидим огромнейший вклад, сделанный в нее русскими учеными, мы увидим прямую лйнию преемственности, пролегающую от русских ученых прошлого к ученым советским.

Такова линия преемственности в химии от гениального Ломоносова через Зинина, впервые синтезировавшего аммиак .в конце прошлого столетия, и Менделеева — творца периодической таблицы элементов —к советскому ученому Лебедеву, открывшему способ синтетического получения каучука.

Такова линия в электротехнике от Петрова, Яблочкова, Чикал ева через Славянова, ДоливоДобровольского к Герою Социалистического Труда академику Патону и другим выдающимся советским электрикам.

Такова линия в физике от Ломоносова к Столетову, Лебедеву, к возглавляемой академиком Вавиловым блестящей плеяде советских физиков.

Таковы пути в самолетостроении от Жуковского, Чаплыгина, Циолковского к Юрьеву, Яковлеву, Туполеву, Христиано-вичу и другим творцам авиационной науки.

Таковы дороги в физиологии от Сеченова, Мечникова к академикам Павлову и Орбели.

Наконец эту линию можно проследить и в математике— от Лобачевского, Чебышева, Ляпунова, Ковалевской к Виноградову, Соболеву и другим советским математикам, чьи практик ческие изыскания помогают решать сложнейшие проблемы практики. Советская наука созрела, чтобы решить поставленную товарищем Сталиным задачу — «не. только догнать, но превзойти в ближайшее время достижения науки за предела-ми нашей страны». Об этом говорит великое прошлое русской науки и ее блестящее настоящее.

Поразительны успехи науки и техники в наши дни. Почти безгранична мощь огромных человеческих коллективов, способных при большом напряжении сил разрешить любые научно-технические проблемы. Мы видели, что наука может быть направлена на благо и во вред человечеству в зависимости от того, в чьих руках она находится.

Наша советская наука находится в руках подлинной советской демократии, она используется в интересах мира и прогресса человечества.

Этого нельзя сказать о науке зарубежной, поставленной для разжигания новых захватнических войн, для порабощения и эксплоатации колониальных народов. Мы видим, как в угоду наживе, в угоду конкуренции уничтожаются ценнейшие продукты производства, хоронятся патенты на изобретения. Мы •видим, как целые заводы и лаборатории работают над проблемами «наилучших методов уничтожения человека». С новым усердием пытается современная буржуазия продолжать перехватывать, присваивать наши научные открытия, отнимать у нас наш приоритет.

Огромную роль в жизни нашего государства играет советский патриотизм. Он рожден Великой Октябрьской революцией и является патриотизмом нового, высшего типа.

Это одна из движущих сил нашего общества. Она выражается © безграничной любви к нашей родине, в стремлении отдать все силы, всю жизнь для благосостояния и славы своего отечества.

Она выражается в честном труде, в отвращении к проклятым пережиткам прошлого в сознании людей, в отвращении к подобострастью и низкопоклонству перед западной буржуазной культурой. Советский патриотизм — источник немеркнущих подвигов наших людей не только на поле боя, но и на поле науки, в изобретательской деятельности, в труде новатора-производственника*

Империалисты к их агентура все свои силы направляют на то, чтобы сломить и подорвать несгибаемую силу советского патриотизма. Используя еще кое-где затаившиеся пережитки прошлого в сознании некоторой, отсталой части наших людей, пытаясь зачастую противопоставить личные интересы общественным, они хотят подавить нас мифом своего «превосходства». Но это не удастся! Россия уже не та, что была раньше, и русский человек тоже не тот, кем он был когда-то.

Еще выше поднимем знамя советского патриотизма! Еще глубже проникнемся сознанием гордости за прошлое и настоящее науки нашего народа, за великие достижения советского государства на тридцатом году его победного существования!

Перед нашей наукой — светлые, безграничные перспективы, ибо руководят нашей наукой самая передовая партия мира — большевистская партия — и ее великий вождь, гениальный ученый и мыслитель нашего времени Иосиф Виссарионович Сталин!

2