Техника - молодёжи 1947-11, страница 23

Техника - молодёжи 1947-11, страница 23

построить опытный образец. Но иностранные заводчики, обосновавшиеся в России, не дали хода маминской машине.

В Харькове завод принадлежал Гель-ферих-Саде, в Елисаветграде — братьям Эльворти, в Одессе — Иоганну Гену, в Брянске — Джону Г'рейвсу, в Запорожье обосновалась целая компания немцев— Гельман, Леппа-, Колф, Гель-кер.

Предприятия этих немецких, французских, английских и прочих «зубров» промышленности были связаны с заграничными фирмами и- всячески мешали осуществлению русских изобретений.

Долго мариновали трактор Мамина на бесконечных пробах и испытаниях. В Россию тем временем дривезли трактор из-за океана. Его купила в Америке группа помещиков Амурской области, основавших 'Агрономическое

помещикам из 'Агроном1гческого обще-ства, что русским- людям вообще не следовало приобретать трактор за океаном: несколько лет >же существовал отечественный колесный трактор Якова Мамина.

Но выпутаться из нескончаемого ла-би'ршта опытов и проверок русская машина смогла только после Октябрьской революции., только советская власть помогла Мамину.

Широкую дорогу, простор для технического вооружения сельского хозяйства открыла Великая Октябрьская революция.

В первые же годы советской власти Якову Мамину дали возможность продолжить конструирование тракторов. О его работе узнал Владимир Ильич Ленин. Он разыскал изобретателя, пригласил к себе, беседовал с ним. Это было в очень тяжелое для нас время. Шли жесточайшие битвы с белогвардей-

первые отечественные колесные тракторы конструкции Мамина.

Название «Карлик» к нему подходило как нельзя лучше. Он стоял на трех колесах — маленький, изящный, напоминающий трехколесный велосипед. Среднее тяговое усилие на его крюке равнялось 400 килограммам. Рама трактора представляла собой легкий чугунный литой корпус. На ней был установлен одноцилиндровый нефтяной двухтактный двигатель. Охлаждался двигатель посредством воды. Передача вращения вала двигателя ходовым задним колесам трактора осуществлялась через фрикционную муфту на червячный вал. От него вращение передавалось на шестерню. Она, в свою очередь, включалась на то или иное колесо трактора или на оба вместе при помощи кулачковых муфт от рулевого колеса.

Максимальная скорость «Карлика* но

Родоначальник великой армии тракторов — *самоход» русского изобретателя-самоучки Блинова.

общество. Керосиновый трактор «Мо~ гул» приплыл из-за океана в сибирское село Ивановку..

Гость путешествовал очень долго и появился только 15 сентября 1917 года. Он обладал малой мощностью, а весил более пяти тони. При этом1 больше всего н тяжелее всего оказались колеса — необычайной ширины, а диаметром в человеческий рост.

Машину сопровождали американские наладчика Они словно священнодействовали у трактора, никого не подпуская на близкое расстояние,

Настал день испытаний. Войдя в первую борозду, неуклюжий «Могул» затрясся, мотор его зачихал, зафыркал и заглох.

«Могул» оказался капризным, хилым к непокорным. Он пожирал так много .керосина, что привел в уныние владельцев трактора.

Хозяева машины задумали* послать «Могул» пахать в соседнее село Та-бовку» Но он туда и не дополз: поломался на полпути.

Американские наладчики говорили:

— Русская земля очень грубая. Она № годится для того, чтобы ее пахать нашим трактором.

Кичливым зтим американцам было, конечно, не известно, как впрочем, и

цами, советский народ гнал интервентов, разруха и голод царили в городах и селах молодой Советской республики. Но великий вождь, основатель нашего государства, нашел время для беседы с изобретателем первого русского колесного трактора, с человеком, уже потерявшим веру в осуществимость своего изобретения, долгие годы пытавшегося добиться признания своих трудов.

По указанию Ленина был выделен завод в Саратовской области. Завод оборудовали нужными станками и начали строить два типа мамннских тракторов, названных конструктором «Карликом» и «Гномом». Сам завод получил символическое имя — «Возрождение»,

В маленьких, слабых на наш теперешний взгляд тракторах Владимир Ильич разглядел величайших преобразователей сельского хозяйства на социалистический лад. Тогда же Ленин на VIII съезде партии сделал знаменитое предсказание о том, что среднее крестьянство будет на нашей стороне, когда мы сумеем .дать ему 100 тысяч тракторов. Теперь лишь за одно послевоенное пятилетие мы выпустим 720 ты. сяч тракторов, общей мощностью в 10800 тысяч лошадиных сил. Грандиозность этих цифр станет яснее и ощутимее, если рассказать, какими были

превышала 4 километров в час. Весил он 1 280 килограммов. Способен был вспахать 0,15 десятины эа час работы при глубине пахоты в 3,5—4,2 вершка. Расходовал трактор на каждую десятину около 1 пуда 23 фунтов сырой нефти и 7,8 фунта смазочного материала,

«Карлик» был снабжен фрикционным приводным шкивом для усадебных машин: молотилок, насосов и др.

«Гном» был солиднее «Карлика» во всех отношениях. Мог работать с 2— 3-лемешнымк плугами. Развивал 16 — 18 эффективных лошадиных сил. Двухцилиндровый вертикальный двигатель его питался сырой нефтью.

«Гном», как и его младший брат «Карлик», обладал особым шкивом для привода усадебных машин. Весил он больше «Карлика» на 30 пудов и по размерам был больше: ростом в 2 мет» ра (вместо 1,65), шириною в 1,55 метра (вместо 1,37) « длиной — 2,45 метра (вместо 2,35 метра у «Карлика»).

Свои модели Яков Мамин задумал задолго до советской власти, до утверждения на русской земле колхозного строя Поэтому «Карлик» и «Гном» не получили широкого распространения. Вскоре после постройки они оказались устаревшими.

На специально организованных всесо-

21