Техника - молодёжи 1948-07, страница 16Л. Я\ ШЕХТМЕЙСТЕР, директор типографии „Красное знамя" 15 лет назад, в июле 1933 года, вышел первый номер нашего журнала. Сегодня наш журнал — юбиляр. За 15 лет на его страницах было напечатано огромное число статей, заметок, очерков. Была статья и о том, как печатается наш журнал. Но она появилась 10 лет тому назад. И потому понятно, что сейчас в редакцию нередко приходят письма с просьбой к журналу рассказать о самом себе. Вот этот рассказ. Закончена работа авторов, художников, редакторов. На столе лежат две толстые пачки — рукописи и иллюстрации. Теперь дело за полиграфистами. Они должны воплотить замыслы авторов, иллюстраторов и редакции в 51 тысячу пахнущих свежей краской экземпляров очередного номера. Долог путь от редакции до склада готовой продукции, откуда журналы разойдутся во все концы нашей родины. Десятки и десятки различных по- Монтаж и рис. Я. СМОЛЬЯНИНОВА ректору. Он производит так называемую «зычитку» текста, — устанавливает единообразие орфографии, изгоняет случайные ошибки и опечатки. Затем весь текстовой и иллюстративный материал возвращается вновь в редакцию. Здесь технический редактор журнала определяет формат набора и рисунков, устанавливает шрифты набора, отмечает, какой текст набирать жирным, полужирным шрифтом, курсивом. г НАБОР4 ЦСЛЛОфАН jL г/ БУМАГА щтштшшт НАВОР А 2 sff? ^Si^.r^I^Ji ) л и графических процессов совершаются, прежде чем родится наш журнал. Но все это многообразие работ можно разбить на две главные стадии — изготовление печатной формы, своеобразного «штемпеля», воспроизводящего текст и иллюстрации, и собственно процесс печатали*. Полиграфическая техника вооружена несколькими способами изготовления печатных форм и соответственно несколькими способами самой печати: высокая печать, глубокая печать и плоская печать. Печатающими элементами формы для высокой печати служат возвышающиеся над поверхностью формы рельефные литеры и штрихи рисунка. Их вершины покрывают краской. Стоит теперь приложить к форме чистый лист бумаги, как он покроется тысячами значков-букв и штрихов рисунка. Говоря другими словами, способ высокой печати похож на наложение штампов резиновыми печатями. Наш журнал печатается, по-иному: текст и рисунки — способом глубокой печати» а красочные обложки — способом плоской печати — офсетом. С глубокой печатью и офсетом мы познакомимся, следя за изготовлением журнала. Путь текста Отредактированный текст журнала, отпечатанный на машинке, идет к кор- Теперь — в производство: в наборный цех. Набор осуществляется высокой роизвод ительн мм и строкоо гл ивны ми машинами — линотипами (1). Работа наборщика-линотиписта напоминает печатание па пишущей машинке. Он так же, как аг машинистка, ударяет пальцами по клавиатуре, на клавишах которой —значки букв и цифр. Но результат этих ударов совсем другой. При каждом ударе открывается заслонка, запирающая длинный металлический жолоб, наполненный матрицами,— медными пластинками, на ребрах которых выгравированы углубленные буквы. В каждом канале матрицы одинаковы. Все же каналы вместе вмещают в себе весь алфавит, значки, цифры. Выскользнув из канала, матрица летит по желобам к верстатке. Когда в ней наберется столько матриц, сколько букв-знаков должно быть в одной строке, верстатка отправляется в путешествие. Вначале она подходит к отливочному аппарату. В этом аппарате устроена узкая прямоугольная полость. Роль одной из ее стенок выполняют матрицы, прислоняясь к ней своими ребра-ми, с буквами, обра- ПТемст
|