Техника - молодёжи 1945-07-08, страница 22аягавк' Pi шпик / ^SSSWii^lB^l ч •Л) -ч1 - ^ W» чь г 4 ЯК1И90 Сюрфасографисй называют остроумный способ изображения на плоскости сложных кривых поверхностей. Сюрфасографический чертеж похож на карту холмистой местности. Так же как топографы изображают неровности почвы при помощи горизонталей, так и сложную поверхность кузова воспроизводят на чертеже рядом кривых линий. По чертежу <гсрезаются» шаблоны. А по шаблонам кузовщики высшей квалификации >изготавливают } деревянный макет. / кумы, производимые по особому заказу, с максимумом комфорта. Форма их строга и несколько даже консервативна. Они старомодны и все же красивы, как фрак артиста. Советские конструкторы создали свой стиль автомобиля. Простота, солидность, динамичность формы и, наконец, комфортабельность — вот требования, предъявляемые к кузову советского автомобиля высшего класса. УЮТ ИЗМЕРЯЕТСЯ ЧИСЛОМ Взрослый человек играет в куклы, Он поудобнее устраивает их на сиденье, заставляет откидываться к стенке, поворачивает лицом друг к другу. Тщательно сделаны миниатюрные человечки,— все их размеры в пятикратно уменьшенном масштабе точно повторяют средние пропорции чело-века. Конструктор заставляет кукол привставать, пролезать в дверцы размером с книжную обложку. Обтекаемость кузова — обтекаемостью, красота — красотой, но надо в первую очередь позаботиться о будущих пассажирах и о человеке, треть жизни которого пройдет внутри автомобиля, — водителе, обеспечить ему удобство управления. Чтобы машина была комфортабельной, она должна иметь достаточную высоту потолка, удобную ширину, длину и -высоту подушек. Дверь должна быть такой, чтобы © нее не входить, согнувшись в три погибели, и не протискиваться ужом. Комфорт—это уют, ощущение удобства. Уют не вещь, однако и> его научились измерять числом. Машина тем комфортабельнее, чем шире ее сиденье, чем длиннее кузов, чем шире двери. И нот условились сложить выраженные в дюймах': 1) ширину переднего сиденья, 2) ширину заднего си-дея-ья, 8) внутреннюю длину кузова, 4) ширину передней и задней дверей. Сумму, эту называют комфорт-фактором. Скажет один конструктор другому: «У этой машины комфорт-фактор —: 250», а тот качнет головой: «Что же это вы опростоволосились — некомфортабельная машина получилась». А вот если 300 — это хорошо. Комфорт-фактор дает приблизительное, но в общем довольно-таки верное представление о комфортабельности. Можно, конечно, сделать машину с высоким комфорт-фактором, с дверью широкой, как ворота, но зато с сиденьем узким, как велосипедное седло, однако такой автомобильный урод в счет итти не может. Комфорт-фактор из года в год растет. У автомобиля «Кадиллак» он с 1930» по 1940 год вырос с 256,5 «до 301. После определения расположения сидений, дверей, окон и т. и. конструктор делает обвод предельного основного контура. Замысловатая линия очерчивает запретную зону, внутрь которой при дальнейшем проектировании формы кузова залезть нельзя, — это ухудшит комфорт. СМОТР РИСУНКАМ, МОДЕЛЯМ, МАКЕТУ Все. Закончен обвод основного контура. Теперь пора искать' форму 'кузова—начать главную работу. Вместе с конструктором над формой кузова работают художники и скульпторы-модельщики. Сотни эскизов ш набросков делают конструктор и художник, десятки рисунков в перспективе и красках. Но только по рисунку трудно как следует почувствовать: форму кузова. Она ограничена сложной изогнутой поверхностью. И скульпторы-модельщйки вручную, соперничая с Иваном Москвиным, делают из воска, гипса и дерева модели будущей металлической машины. В аэродинамических трубах, на сквозном, резкам ветру крошечные автомобили держат экзамен на обтекаемость. Б конструкторском бюро технолог — частый гость. Он обсуждает с конструктором возможность отштамповать детали, помогает ему своими советами. Наконец устраивается смотр рисункам и моделям. Собрались руководители предприятия, конструкторы, инженеры. Неторопливо рассматривается рисунок за рисунком, модель за моделью. Решение принято. Выбранная модель или рисунок кладется в основу будущей конструкции. Теперь задача — сделать макет кузова в натуральную величину. Возможные мелкие дефекты формы тоже увеличатся вместе с масштабом и станут более заметными. К делу приступают мастера циркуля, линейки и угольника.- Теперь необходим уже не рисунок, а доскональный, точный чертеж. По нему будут заготовлены шаблоны контурных поверхностей макета, выкройки частей, из которых он будет состоять. 'В течение одного-двух месяцев чертежники-кузовщики оканчивают компоновочный чертеж. По неиу разрабаты-ваются, или, как говорят кузовщики, срезаются, шаблоны. А по ним 10—^кузовщиков высшей квалификации изготавливают деревянный макет, Его отделывают, как настоящую машину: окрашивают, полируют, "обивают изнутри, ставят сиденья. На -постройку макета уходят 1,5—2 месяца. У деревянного автомобиля собираются все специалисты кузовостроения. Художники и скульпторы доводят поверхность до более совершенной формы. Конструктор забирается в машину, про*-веряя ее комфортабельность, правильность и удобство расположения сидений, дверей, окон. Усевшись на место шофера, просматривает, хорошо ли видна дорога. Технолог вместе -с конструктором продумывает вопрос о деталях кузова и о штампах для них. После всех изменений и доделок макет представляется на утверждение. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЩИТ Макет утвержден; Теперь надо разработать силовую схему кузова —усилить его стойками и раскосами, определить места стыков между отдельными деталями его и по формулам механики рассчитать каждый элемент кузова. Надо сконструировать двери, окна, Через три ственный >четыре месяца произвоо-щит покрывается причудливым узором. w
|