Техника - молодёжи 1948-07, страница 14

Техника - молодёжи 1948-07, страница 14

смысл природных явлений, используют их и направляют, идя с природой ©ногу. Поэтому чаще всего применяют магнитную сепарацию для обогащения железных руд.

Бывает выгодно даже обжигать руду при 700°, чтобы превратить все окислы железа в магнетит, а потом обогащать ее магнитной сепарацией.

Когда дело касается магнетита, то магнитная сепарация, по сравнению с другими способами обогащения, вне конкуренции. Поэтому для наших железных руд—уральских, сибирских, кавказских и других — ее в ближайшие годы будут применять все шире и шире, и из 19,5 миллиона тонн чугуна, которые нам- нужно выплавить в последнем году этой пятилетки, немало миллионов тонн будет получено из руды, обогащенной магнитной сепарацией.

ЕЩЕ ТРИ ПОМОЩНИКА

По страницам буржуазных детективных романов золото шествует в сопровождении обязательной свиты — ядов, кинжалов и пистолетов.

Казалось бы, что в современных технических книгах, рассказывающих о золоте, этим спутникам «коварного металла» делать нечего.

И вот, читая главы, посвященные добыче золота, обогащению золотоносных руд, мы неожиданно наталкиваемся на кое-кого из них. Это яды, И самые страшные — цианистый калий и цианистый натрий.

Но не убийственные свойства этих веществ помогли им попасть в техническую литературу, точнее говоря, принять участие в добыче золота. Дело в том, что в циановых растворах золото прекрасно растворяется.

(И поэтому в тех случаях, когда золото рассеяно в руде в виде мельчайших частичек и не поддается гравитационному обогащению, извлечение его циановым раствором из тонко размолотой руды —один из самых надежных способов добычи.

Изобретен этот способ давно, сто с лишним лет тому назад, в 1843 году, на Урале, талантливым русским горным, инженером Петром Багратионом. Способ оказался таким хорошим, что сделался в наше время важнейшим методом извлечения золота из руд.

Средневековые алхимики всю жизнь возились со ртутью, надеясь найти «философский камень», которым можно было бы превращать простые металлы в золото.

Мы теперь не пытаемся делать золото из ртути, но для извлечения его из руды довольно часто применяем амальгамацию, то есть способность ртути растворять золото.

Можно рассказать еще о многих способах обогащения минералов. В поисках новых способов переработки руд не были оставлены -без внимания даже самые, на первый взгляд, несущественные отличительные свойства. Например, было замечено, что одни минералы, скатываясь с доски, намазанной густым жиром, хорошо прилипают к жирной поверхности, а другие—хуже. Казалось бы, доска, намазанная жиром,— вот' новый помощник обогатителей. Но на (практике использовать такого по--мощника трудновато. Ведь на обогатительных фабриках мы обычно имеем дело с десятками и сотнями тонн руды, и отковыривать с жирных досок по кристаллику тонны минералов просто бессмысленно. Но эти соображения справедливы, если речь идет о медной или железной руде. Однако не всегда приходится получать концентрат тоннами. Есть, например, один минерал, ра

ди каждого грамма которого стоит основательно повозиться. Этот минерал — алмаз. Оказывается, он как раз очень хорошо прилипает к жиру, гораздо лучше, чем многие другие минералы. И теперь для ловли алмазов из россыпей руду пропускают по «жировым столам», на которые прилипают даже самые мелкие алмазики.

ЧТО ПРИНОСИТ НАМ ОБОГАЩЕНИЕ

Возможность получать миллионы тонн металла из, казалось бы, совершенно непригодных месторождений сыграла огромную роль в развитии всех отраслей промышленности. По существу, никакая цветная металлургия теперь немыслима без обогащения.

Но и черная металлургия, использующая, как правило, более бопатые руды, нередко не может обойтись без помощи обогатителей. Вот небольшой пример.

Есть у нас так называемая титано-магнетитовая руда, полезная вдвойне: во-первых, в ней есть железо, во-вторых, — титан. Но именно из-за при-меси титана ее очень трудно плавить, в домне, а титан из нее трудно получить «это милости» железа. Выходит так, что соединение двух положительных качеств дает весьма неважный результат. Тут на помощь и приходит обогащение: комбинируя магнитную сепарацию и гравитационные способы, получают из этой руды два ценных продукта — железный концентрат с высоким содержанием железа js титановый концентрат. Из первого можно выплавлять превосходный чугун, а второй является ценным сырьем для ферросплавной и химической промышленности. Пустой же породы — «хвостов»— получается немного: руда используется почти нацело.

Обогащение помогло добиться успеха и в борьбе за чистоту и качество металла. Некоторые примеси, попадая в хороший металл даже в ничтожном -количестве, могут совершенно испортить его. Так, например, действует мышьяк на сталь. Чтобы избавить металлургов от хлопот, «притом часто бесполезных,— освободить металл от многих таких примесей очень трудно, — обогатители, подготавливая руду, стараются так рассчитать процесс, чтобы не только получить богатый концентрат, но и удалить из него эти вредные примеси. Однако надо признаться, на этом фронте дела в общем еще не блестящи. Некоторые вреднейшие примеси, например тот же мышьяк, так крепко вцепляется в полезный минерал, что обогатители, как ни бьются, не могут научиться освобождать руду от злостных десятых и сотых долей процента этого элемента, которые портят металл. В этом направлении, впрочем как и в других, обогатителям . придется еще потрудиться.

'Пока мы говорили только о металлах. Но это не значит, что для неметаллических ископаемых обогащение не имеет значения. Наоборот, для «многих — графита, каолина, асбеста и других —оно играет подчас решающую роль.

Комплексное использование запасов знаменитых хибинских апатитов стало возможным только благодаря способам обогащения их флотацией, разработан-ньш нашими учеными и инженерами.

Для варки специальных стекол, нужных нашей оптической промышленности, требуется самый чистый кварцевый песок. Его тоже никак не получишь без обогащения.

Даже скромный известняк для домен и мартенов, и тот приходится- обогащать, чтобы очистить его от глины.

Очень часто бывает, что по мере совершенствования способов решения первоначальной задачи открываются и но

вые возможности применения этих способов для других целей. Развитие обогащения тоже открыло совершенно новые горизонты.

В первом десятилетии нашего века было известно уже большинство элементов таблицы Менделеева, — и не только известно, но и подробно изучено. Однако в промышленности и вообще в практической жизни применялось меньшинство — каких-нибудь 4'3 из 94. Об остальных знали почти всё: их химические и физические свойства и даже для чего к где их можно бы применить. Не известно было одно —откуда и как их добывать. Нигде не находилось таких руд, из которых можно было бы получать эти элементы. Но это не значило, что их вообще очень мало на земле. Молибдена, например, на земле было в общем много больше, чем свинца или олова. Но, в отличие от свинца или олова, молибденовые запасы не скапливались в одном месте в виде богатых руд, а находились в рассеянном состоянии.

Вот тут и выступило обогащение.

В наше время для обогатителей, умеющих получать концентраты из таких руд, которые в прежнее время никто не считал рудами, вопрос о том, один ли процент металла содержит горная порода или одну десятую процента, уже не имеет решающего технического значения. Пожалуй, теперь обогатителей чаще волнует не вопрос: «Можно ли эту руду обогатить?», а вшрос: «Нужно ли?» И если выясняется, что нужно, то почти всегда они этого достигают.

И теперь, если вы сравните таблицу-Менделеева со списком применяемых & промышленности элементов, то увидите? что в ней почти не осталось неосвоенных представителей. Многие из них, как, например, индий, ниобий и другие, еще недавно были редкими гостями даже в лабораториях; теперь уже у каждого из них есть своя область применения в промышленности. И в этом немалую роль сыграло обогащение.

При огромном разнообразии сырья и процессов, с которыми приходится иметь дело обогатителям, понятно, что и обогатительные фабрики сильно отличаются друг от друга. Но внутреннее сходство есть у всех обогатительных фабрик: на любой из них ведется упорная борьба с природной судьбой минералов и элементов, заставившей их в течение миллиардов лет распределяться в земной коре совсем не так, как это нужно человеку.

В нашей стране, где глубокое и полное использование природных ресурсов является одной из основ великого социалистического строительства, обогащение всех видов минерального сырья имеет совершенно исключительное значение. При всей огромности наших рудных запасов мы не имеем права снимать с них сливки, не думая о будущем, как это делают хищники капиталистического мира.

Обогатительная промышленность выросла и развилась в нашей стране только за годы советской власти. До революции в России было только три обогатительных фабрики; сейчас их сотни. За тридцать лет мы овладели самыми совершенными процессами обогащения, научились обогащать самые разнообразные руды и -построили много превосходных обогатительных фабрик.

Развитие обогащения открывает нам возможность шире и полнее использовать колоссальные богатства разнообразного минерального сырья, которым наша страна богата, как ни одна другая в мире

12