Техника - молодёжи 1949-10, страница 6

Техника - молодёжи 1949-10, страница 6

ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬ

IE ШООШШШт. THE А1К$Н1РГЕВ.

AERONAUTICAL fOHBHAt

Kt«* >« iw, %4 II *». •» I C>M\ tmtM.. »***«« WMM 0»». I^rt Vkftm 1мм • Um«

fM>u4 (.'(im^ rt, «• 1M| ?(x)t««M4 * J>4«!M*» w^qtiu», wwtrt * W

№ P»H»W ИЧМИЧ n kn 1|Ж W<J, у Ммй|»мш« «WfNi « iV/Kfflt * ' Л *

MtHii ««ими «с MrtitMMw^. Р.|К««»Г» »> нидокдеми

«л |*uiiii и >«им«м A«iwvniy «ж «мьумм*. MffH «м*м»м1 и pwut* «

vr»»» фкмф«»*«»л» mihv»

Полоятоиес* в* aepnw 15 вукеронь кйш^го «тог* бдогъ mutt* ярлво »ослу-«jaeponv выйаугг IS81«*\ году-

,B«4\fVHLUMTuv* w iffnm n кдо шел iw/jxMiawTfjMaro tfswtr», ядом*

towjoww rm &нг> wim * пщютл «maw срллпм iwim*,

A44m> of lb* PWtitarg (Я0Ш») йчш A bdgti^ »

Ph«: в Ыю ТЫ «МЫ* «Г 1Ш Me *t W81

водхолт&твдыю* судно км Нзицггаиа Кастет*.

та штаг* ттоитг* вюнт го

СЧгодм ми «рюдо » нрюшкг»

ДОфЖЯМвЯЙ MwftMt «tjfttft* * ММДО Дц ш fucfMio ктъ т epwrm^n turn wwr*» ил мк» «км л «wyprt г»а шктмо lUmem

Wrt ймюкммъ ci DV(«taem swart ш-

Фантастический рисунок проект дирижабля Костовича, публиковавшийся в русских журналах в конце прошлого века. Ниже —фотография модели настоящего дирижабля Костовича, вмонтированная в гравюру «Вид Петербурга с птичьего полета».

среду подлинных ученых-патриотов проникли, как это теперь известно, отдельные проходимцы и шпионы, вроде генералов Паукера и Штубендорфа, полковника Рамбаха и др., которые, располагая информацией о работах Костовича, при существовавших в тогдашней России «порядках», могли преспокойно переправлять любые данные в Германию.

Читателя, вероятно, уже давно волнует вопрос: как получилось, что столь выдающиеся достижения русских конструкторов Костовича и Луцкого долгие десятилетия оставались в тени и даже приписывались немецким инженерам?

На этот резонный вопрос можно дать исчерпывающие объяснения.

Вернемся к уже упоминавшемуся выше журналу «Воздухоплаватель» № 16 за 1881 год: на рисунке, опубликованном в журнале, художником изображен якобы дирижабль Костовича. Это диковинное сооружение с гигантскими машущими крыльями, выходящими откуда-то прямо из баллона с газом, с какими-то рычагами в виде человеческих рук и подобием маятника снизу. Нет даже признака кабины для экипажа.

Этот злополучный рисунок сыграл овою роль: многие авиационные историки и литераторы, взглянув на него, сразу же прекращали сколько-нибудь серьезно интересоваться творчеством О. С. Костовича.

Когда значительно позднее в государственных архивах были найдены бесспорные документы и подлинные конструктивные чертежи проекта Костовича, кем-то была выдвинута совершенно несостоятельная версия, что это якобы «второй проект», и его появление было произвольно отнесено к 1886 году.

Единственным основанием для такой явно ошибочной даты явилось то обстоятельство, что в этом году иссякли средства,

собранные на постройку дирижабля Костовича, и проект снова рассматривался правительственной комиссией. Она должна была решить вопрос о том» насколько целесообразно расходовать средства для продолжения постройки дирижабля. Эта комиссия, так же как «Первое русское общество воздухоплавателей» в 1880 году, признала все достоинства проекта и ходатайствовала об отпуске 35 тысяч рублей, дополнительно к 200 тысячам, которые были собраны по подписке.

И в то же время остается непреложным, что такие вы* дающиеся ученые, как Д. И. Менделеев, Н. М. Соковнин и М. А. Рыкачев, далн проекту Костовича небывало высокую оценку еще в 1880 году!

Эти противоречия и побудили авторов настоящей статьи взяться за детальное исследование материалов из далекого прошлого, которое и привело к раскрытию исторической правды.

Противоречия исчезли, когда мы узнали, что подлинный проект Костовича, по которому велась постройка, ввиду военного значения изобретения был засекречен. Строительство велось в тайне, так что сведения о деталях конструкции дирижабля и мотора были известны лишь весьма ограниченному кругу лиц. И, как можно видеть по прилагаемой фотографии модели, внешний вид дирижабля по подлинному проекту 1879 года не имеет ничего общего с той картинкой, которая была опубликована в печати.

Появление же ее объясняется тем, что для сбора средств было необходимо дать в печати какке-то сведения о деле, помочь которому призывались народные массы. Поэтому в журнале «Воздухоплаватель» появилось фантастическое изображение дирижабля, которое дезориентировало не только современников Костовича, но и последующих исследователей.

С 1881 года эта картинка была размножена на страницах 24 массовых популярных изданий: в журналах «Нива» и «Огонек» и во многих газетах. В текстах, ее сопровождавших, говорилось о том, что постройка дирижабля, или, как его называли, «аэроскафа», уже ведется; давались указания, куда пересылать деньги, и приглашались агенты по распространению 16 других несекретных изобретений Костовича, для того чтобы увеличить приток средств.

Теперь необходимо разъяснить, почему замечательное изобретение Костовича так и не было доведено до практического использования. Почему, в частности, Можайский, современник Костовича, член того же «Об-щества воздухоплавателей», зная о моторе Костовича, все же поставил на свой самолет паровую машину.

Дело в том, что к моменту постройки первого самолета Можайского мотор Костовича еще не был готов.

Поэтому, естественно, что Можайский должен был предпочесть уже испытанную долгой практикой в морском флоте паровую машину еще непроверенной новинке.

Новые, легчайшие в мире паровые машины для второго самолета Можайский успел построить к 1885 году, когда только начались испытания мотора Костовича.

Тот факт, что испытания мотора Костовича дали хорошие результаты, подтверждается тем, что в дальнейших хлопотах об отпуске средств сам Костович неоднократно подчеркивал, что мотор для дирижабля у него готов. Если бы мотор оказался неудачным, он, естественно, этим аргументом не стал бы пользоваться.

Кроме того, в другом, датированном 1890 годом, проекте дирижабля, автором которого был русский поручик Черну* шенко, прямо предусматривалась установка нескольких моторов Костовича.

Бездушные бюрократы и сановники иностранного происхождения, заполнявшие правительственные учреждения царской России, всячески препятствовали прогрессу русской науки и техники. Онн-то и похоронили замечательное творение Костовича. В 1889 году, когда все части дирижабля были полиостью готовы, ему отказали в последней правительственной ссуде для сборки воздушного корабля.

В договоре же, заключенном военным министерством с Ко-стовичем, содержалась оговорка, что в случае, если постройка дирижабля не будет закончена в 1888 году, все, что находится в мастерских изобретателя, переходит в казну.

Тогдашние официальные руководители русского воздухоплавания, вместо того чтобы собрать я испытать дирижабль, решили все отпускавшиеся им средства обратить на расшит рение «учебного воздухоплавательного парка».

Этими же «деятелями» был забракован и проект дирижабля Чернушенко. Таким образом, и здесь мотор Костовича не мог быть использован.

(Окончание статьи см. на стр. П.)