Техника - молодёжи 1950-05, страница 17

Техника - молодёжи 1950-05, страница 17

сМмикш4

Книга о славе и гордости нашей науки — о Д. И. Менделееве—большая работа и большая победа молодого писателя. В книге есть недостатки. Например, не очень ясно изложены разногласия Менделеева с Либихом, но они не могут ослабить впечатления от главного — верного изображения широкой дороги могучей русской науки.

Воля к жизни, блестящий ум, влечение к знанию, жажда деятельности, полезной отечеству, безмерная вера в свой народ, железное терпение, материалистические позиции, на которых стоял ученый,— вот оружие Менделеева. С ним он решительно пробивался к вершинам науки, вовлекая в нее новые русские силы.

Создать периодическую систему, ставшую ключом к строению атомов, Менделееву помогла твердая, основанная на исследованиях уверенность «в необходимости существования какого-то общего закона природы, который был бы связан с массой атома и определял бы все сходства и все различия элементов между собой, а может быть, и правила их сочетания». Менделеев сумел не только открыть новый, первостепенной, важности, закон, но и заставил признать его.

На основании этого закона Менделеев предсказал существование трех не открытых еще элементов и заранее объявил вероятные свойства их. Все три элемента, — галлий, скандий и германий — были позже открыты.

Периодическая система элементов явилась торжеством научной теории и навеки прославила во всем мире имя ее создателя. «Сила научного предвидения Менделеева, — говорит автор книги, — основывалась на том, что в своем учении о периодическом законе он стоял не только на материалистической, но стихийно, бессознательно и на диалектической позиции».

Писаржевский сумел показать кипучую натуру Менделеева, разнообразно проявлявшую себя и в области строгой науки и в делах общественно-просветительных. Сфера интересов Менделеева была необычайно обширна. Менделеева никак не назовешь кабинетным ученым. Он, жадно смотревший на мир, был сродни Ломоносову. Это был человек-университет!

Из книги читатель отчетливо видит его усилия, направленные на использование отечественных природных богатств.

Менделеев, этот гигант мысли и труда, занимался многим: сельским хозяйством, воздухоплаванием, каменноугольной промышленностью, изучение которой натолкнуло его на замечательную идею подземной газификации каменного угля, таможенным тарифом, изучением железной промышленности Урала, бездымным порохом и, наконец, искусством, да так глубоко, что художники избрали его в действительные члены Академии художеств.

Ревниво отстаивая честь науки, Менделеев яростно борется с импортным шарлатанством — спиритизмом*

Менделеев был страстным борцом против низкопоклонства перед заграницей. Его зоркие глаза ясно видели пороки капиталистического Запада.

Америка, в которую ему пришлось поехать, не понравилась ученому сразу, с момента прибытия парохода, на который поспешно явился карантинный врач, чтобы содрать взятку в 50 долларов и удалиться, не выполнив своих обязанностей. С этой маленькой интродукции началось знакомство Менделеева с Нью-Йорком, большим, шумным, но плохо устроенным городом богачей и нищих.

Электрического освещения, существовавшего в России вот уже три года, здесь еще не завели, улицы производили довольно унылое впечатление, толпы людей куда-то неудержимо рвались, скамейки на скверах были заняты истощенными, отчаявшимися бездомными. Америка переживала «кризис». Постановка нефтяного дела, которое интересовало Менде-

О. Писаржевский, Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1949, 475 стр., цена 8 руб.

леева, оказалась примитивной, допотопной, ненаучной, — учиться в Америке было нечему:

В своей книге, посвященной этой поездке, Менделеев отмечает бесплановость американской экономики, несоответствие огромного железнодорожного строительства производительности страны. «Нажива, — говорит он о своих впечатлениях,— стала единственной здесь целью...»

Русские властители чувствовали в лице Менделеева огромную прогрессивную силу и старались подорвать его популярность, приостановить ход его ученой и общественной деятельности. В 1880 году кандидатура профессора Петербургского университета Д. И. Менделеева в члены-корреспонденты Академии наук, предложенная А. Бутлеровым, П. Че-бышевым, Ф. Овсянниковым, Н. Кокшаровым, усилиями правящей верхушки была провалена.

Это вызвало взрыв негодования научной общественности не только России, но и за рубежом. От всех русских авторитетов в области химии, от университетов, ученых корпораций и частных? лиц Менделееву были направлены сочувственные адреса, заявления, письма. Отечественные и многие иностранные научные общества и высшие учебные заведения в знак протеста избрали Менделеева своим почетным членом.

Мощная демонстрация сочувствия великому ученому усилила недоброжелательство к нему в министерстве просвещения. Беспокойный характер ученого раздражал и пугал высокие сферы. В 1890 году его заставили покинуть университет и стать ученым хранителем Депо образцовых мер и весов— учреждения, считавшегося тихим и похожим на богадельню. Из попытки заживо похоронить Менделеева, однако, ничего не вышло. Он не только изменил вывеску на руководимом им учреждении, но и действительно превратил его в передовой научно-исследовательский институт.

О жизни и работе Д. И. Менделеева написана достойная, увлекательная книга.

У Писаржевского порой несколько неровный, но в общем точный и хороший язык. У иен» есть нужные, писателю чувство меры и художественный вкус.

Он не прибегает к прикрасам, чтобы усилить эффект рассказа. Сильная фигура великого химика и борца за передовую науку отлично вылеплена, дефекты в его мировоззрении не скрыты. Они понятны на фоне ярких деталей, дающих представление об исторической обстановке.

Всем ходом изложения писатель приближает Менделеева к нам. При этом, рассуждая о людях и их делах, он не забывает дать почувствовать преимущества нашей эпохи.

Обширный материал документов, писем, рукописей О. Пи-» саржевский свободно ввел в живую ткань повествования, в непринужденный, но вполне серьезный разговор.

Книга о великом русском труженике на пользу человеческой культуры Д. И. Менделееве написана под девизом: «Труд есть радость, полнота жизни». Это — мысль самого Менделеева.

В предисловии к книге академик Н. Д. Зелинский пишет: «Вы почувствуете, читая эту книгу, как передовая мысль лучших людей русской науки неизменно стремилась нащупать верную дорогу на материалистическом пути естествознания, подготовляя тот чудесный расцвет всех наук, который является достоянием и знаменем советской эпохи»*

Эти слова говорят об убедительно показанной автором крепкой связи великого Менделеева с передовой русской общественной мыслью и в то же время являются ответом на вопрос, чем ценна и чему учит эта увлекательная книга.

Она возбуждает в читателе любовь к гениальному сооте чественнику — ученому и борцу за передовую науку —и призывает советскую молодежь в своем стремлении к знанию следовать его примеру.

Книга Писаржевского — не официальная биографическая справка. Это художественно-публицистическое произведение большой силы, гимн науке и ее служителям. Писатель ярко выражает патриотическую гордость за народ, доказавший своей историей способность к самому важному в мире— к творческому труду, сумевший собственными силами под руководством коммунистической партии и ее вождя товарища Сталина построить могучее социалистическое государство.

М. Смирнов 16