Техника - молодёжи 1950-06, страница 15Печатный стан XVI—XVII веков. Стан сделан целиком из дерева; между стойками расположена медная «печатная снасть». Длинный нажимной винт — «прас.» 1 ввинчивается в плиту 2 с звездообразным вырезом. «Прас» поворачивали за рукоятку — туку» 3. Давление передавалось на плиту — «пьям» 4, подвешенную на веревках к пустотелому металлическому кубу— «ореху» 5. Конец «праса» упирался в «пьям» только в одной точке — этим достигался ровный нажим, без сдвигания «пьяма». Набор 6 помещен в деревянном ящике — «ковчеге» 7 и закреплен «шурупами». Лист бумаги клали на раму—«тимпан» 8, накалывая на острые «графьи» 9 и, чтобы не запачкать поля, прикрывали «фрашкетами» 10. Затем тимпан опрокидывали на набор; с помощью зубчатого «колеса» 11 и рейка «ковчег» подводили под нажимную снасть. Поворот «муки» — и оттиск готов! На печатном стане лежат «магцы» 12 — круглые кожаные подушечки, набитые вареной конской шерстью. Ими растирали краску и натирали набор. вить, бьмш напечатаны коптскими и арабскими буквами в X веке. Профессор Карабачек заподозрил печатание с набора: для отдельных, не связанных между собой букв коптского алфавита это было естественно. Но ни точных сведений о технике печатания в X веке, ни имени впервые применивших его людей не было. Только недавно удалось сопоставить это известие с документами, из которых мы узнали имя Ивана Смеры (или Смерда) Половца. Документы рассказывают, что Смера, врач и ученый при дворе князя Владимира, около пятнадцати лет пропутешествовал по Балканам и Малой Азии, около 988 года приехал в Александрию Египетскую, где принял христианство, но не православное, греческое, а учение одной из отколовшихся от православия сект. Желая воспрепятствовать принятию греческой веры на Руси, он задумал распространить послание к Владимиру. Для этого он воспользовался печатанием — изготовил будто бы железные буквы, которые вставил в медные доски (видимо, в отверстия, сделанные в этих досках), и с этой наборной формы отпечатал свое послание. Историк Санд, напечатавший в XVII веке послание Смеры с копии, снятой неким Андреем Колодынским (который видел самый оттиск), передал в своей книге и «характерные» буквы подлинника. Эта строчка в два десятка знаков много помогла раскрытию загадки «письма Смеры». В очертаниях букв, как известно, были обнаружены не только следы оттискивания, но оказалось, что некоторые буквы, невидимому, перевернуты. А это прямой признак набора. Самый характер букв—коптский — удостоверяет, что этот документ происходит действительно из Египта, а не подделан, как одно время предполагали. Таким образом, изо всех известных в истории людей русский врач Иван Смера оказался первым, кто применил набор к печатанию. Именно ему принадлежит честь изобретения .книгопечатания. Начало книгопечатания в Москве и Московском государстве, а также на Украине в XVI веке связано с именем выдающегося деятеля русской культуры Ивана Федорова, посвятившего всю свою жизнь усовершенствованию и распространению техники типографского дела. Его дело продолжили ученики — лучшие мастера Московского печатного двора Андроник Невежин и Анисим Михайлов, мастера Аникита Фофанов и Василий Бурцев. Они закрепили достижения Федорова и совершенствовали технологию своего дела. Киприянов и московский словолитец Михаил Ефремов начали новый этап в развитии типографского дела в нашей стране — создание «гражданской» книги, резко отличающейся по шрифту, убранству и всем производственным данным от старопечатной церковной книги, В 70-х годах XVIII века Степан Бышковский, секретарь московской типографской конторы, положил начало нотопечатанию и, тем самым — сложным видам набора, так как ноты надо набирать вместе с линейками. Большое значение имело освоение в XVII веке мастерами Оружейной палаты во главе с Оимояом Ушаковым глубокой гравюры на металле. «Органный мастер» Симш Гуртовский создал оригинальный стаи для этого нового вида печати. Славная плеяда русских граверов XVIII века — Киприянов, Зубовы, Соколов, Качалов, Чемесов, Берсенев, Скородумов и другие — поставила русское граверное дело на видное место в истории мирового искусства. В начале XIX века гравер Андрей Ухтомский изобрел гравировальную машину и получил за свое важное изобретение Демидовскую медаль Академии наук. Это был первый опыт механизации репродукционных процессов. Ш истории русской полиграфической техники XIX и начало XX века были ознаменованы многими выдающимися изобретениями и технологическими новшествами. России принадлежит признанный приоритет важнейшего открытия, сделавшего переворот в изготовлении печатных типографских форм — гальванопластики. Русский академик Борис Семенович Якоби впервые в мире получил гальванопластические копии и оценил все значение нового открытая для промышленности. Россия первая применила гальванопластику в типографском деле, и русская гальванопластика всегда была образцом для всех лабораторий мира. Крупнейшие - полиграфические предприятия мира двадцать лет не могли добиться получения железа гальваническим отложением и покупали его в России. Наша техника по достоинству оценила открытие принципа плоской печати. Создание первой русской литографии в далекой Астрахани в 1816 году было настоящим подвигом провинциального учителя музыки Добровольского, который только по отрывочным сведениям, появившимся тогда в печати, сумел самостоятельно разработать всю технологию производства, конструкцию стана, рецептуру и начать издание сборников национальных песен народов Востока. В 1834 году художник Александр Теребенев и позже знаменитый генерал Хрулев, герой Севастопольской обороны, разработали специальную литографскую технику — «декалькоманию» — для перевода изображений на любую поверхность. Первая в мире автоматическая наборная машина Петра Княгининского. Литеры из касс I собирает искатель 2, переносящий их в требуемом порядке в верстатки 3, расположенные между кассами. Движениями собирателя управляет (с помощью электрического тока) бумажная полоска с пробитыми на ней отверстиями, проходящая через электроосязатель 4. Когда собиратель, двигаясь по червячному валу 5, дойдет до нужного отделения кассы, катушки 6 перестают двигать вал, а электромагнитные тормоза 7 останавливают его. Искатель придвигается к кассам, берет букву, отодвигается и несет ее в верстатку. Весь механизм приводится в действие вращением рукоятки 8.
|