Техника - молодёжи 1951-08, страница 14

Техника - молодёжи 1951-08, страница 14

Л. МАСЛЕННИКОВ

Рис. С. ВЕЦРУМБ

Она, казалось, давно открыла все свои маленькие и незамысловатые секреты. Вот, мол, я вся тут! Что еще можно взять от меня, скромного члена большой семьи строительных материалов?

Так маскировалась, оставаясь на виду у всех, героиня нашего рассказа — известь. Она в равной мере обыденна и необыкновенна, изучена и не разгадана, бедна и богата возможностями.

Ее, как хорошую знакомую, приглашают в обязательном порядке почти на каждую строительную площадку, приглашают для довольно скромной роли, которая пять тысячелетий была единственной целью ее существования.

Употребляли ее только как вяжущее вещество в строительных растворах для кирпичной кладки и штукатурки. Знатоки при этом утверждали: «На большее она не способна!»

Такой отзыв распространен по всему земному шару, и принципиальная схема производства и применения извести покрыта пылью тысячелетий. Сначала идет добыча, а потом обжиг природного камня — углекислого кальция; продуктами обжига являются окись кальция — «кипелка» — и углекислый газ. Взаимодействуя с водой, «кипелка» превращается в гидрат окиси кальция. Продукты гашения извести — известковое тесто или порошок «пушонка» — в строительных растворах снова стремятся перейти под влиянием углекислого газа, находящегося в воздухе, в исходное химическое соединение — углекислый кальций. Так постепенно затвердевают швы между кирпичами, уложенными каменщиками. А свежая штукатурка покрывает стену прочным монолитным слоем.

Новое в производство и применение извести внесено в Советском Союзе. На огромном фронте коммунистических строек идет война с природой. Здесь, на рубежах битв «за ее преобразование, человек достигает в творческих взлетах, в патриотических подвигах огромных высот.

Вы, наверное, знаете об изобретателе-самоучке Иване Смирнове. Его прогрессивный метод производства и применения извести без предварительного гашения отмечен Сталинской премией первой степени Подробно об этом выдающемся открытии рассказано в июньском номере журнала «Техника — молодежи» за прошлый год.

По другой дороге пошли К. Зацепин, 3. Борисова, И. Завьялов и другие советские исследователи.

Горы строительных материалов требуют великаны гидроэнергетики на Волге, Днепре, Аму-Дарье. А наши новые дома? Сколько их, высоких, красивых и удобных, вырастет за короткий срок!

Из края в край родной земли перекатывается призыв: «Больше строительных материалов!»

Мало выпускать продукцию, которая давно освоена. Надо умеючи искать новые долговечные и дешевые стеновые и облицовочные материалы. Глаза подчас смотрят, а не видят. Сколько таких глаз наблюдало с незапамятных времен за обжигом известняка!

Схема производства строительных материалов методом карбониеации: 1 — из-еесть: 2 — песок; 3 — печь для обжига: 4 •— пластинчатый транспортер; 5 — дробилка; 6 — элеватор; 7 — шаровая мельница; 8 — сепаратор; 9 — элеватор; 10 — шнеки; 11 — бункеры; 12 — дозаторы; 13 — мешалка; 14 — станок, формующий блоки, которые подаются потом на карбонизацию; 15 — элеватор; 16 — товарная известь как дополнительная продукция завода; 17 -— машина~для упаковки товарной извести; IS — инерционный пылеуловитель, очищающий у1лекислый газ, идущий из печи; 19 — сборник для отделенной чыли; 20 — эксгаустер; 21 — калорифер; 22 — забор чистого воздуха; 23 — мокрая очистка углекислого газа; 24 — камера карбонизации; 25 — готовая продукция подается на склад.

12

И никому не приходило в голову, что углекислый газ может быть использован для искусственной карбонизации — процесса ускоренного насыщения им различных строительных материалов, в состав которых входит известь. В печном жару одна тонна природного камня выделяет до 440 кг углекислого газа, а топливо, необходимое для обжига тонны известняка, дает, сгорая, еще 190 кг этого же газа.

Такую возможность еще в начале нынешнего столетия предвидел академик А. А. Байков. Изучением вопросов карбонизации с целью получения на основе этого процесса новых строительных материалов занималась Академия коммунального хозяйства, а затем научно-исследовательский институт Стройнефти. Карбонизация в обычных природных условиях продолжается годами и все же бывает неполной. Дело в том, что воздух содержит ничтожно малое количество углекислого газа — не более 0,03—0,04°/о. Штукатурные и кладочные растворы высыхают быстрее, чем карбонизируются, а без достаточной влаги процесс прекращается. Растворы перестают наращивать прочность. Искусственная ускоренная карбонизация напрашивалась сама.

Исследователи наладили по ооседству с обжигательной печью производство известковых плит, пустотелых блоков кирпичей и других изделий. Для этого им не требовался ни цемент, ни топливо для пропарки или сушки изделий.

Самое древнее вяжущее вещество они превратили в новый стеновой материал.

Для этого они взяли от 12 до 18°/« тонкомолотой «кипелки» и остальное — песок или шлак.

Такую смссь формовали на вибростанке, и сырые изделия помещали в карбонизационную камеру для газовой обработки. Здесь сначала шло гашение «кипелки» в отформованных образцах. При этом тепла от химической реакции оказалось вполне достаточно для их подсушки.

Но реакция гашения проходила слишком активно. Выделялось слишком много тепла. Изделия разрывались водяными парами вскоре после формовки.

Советские исследователи продолжали опыты. И потому, что увлечение «кипелкой» не остыло, удалось выйти из тупика.

Вскоре они вооружились надежным тормозом, замедляющим скорость химического взаимодействия «кипелки» и воды. Это был гипсовый камень, распространенный, дешевый. Да и надо было его немного -3 - 5°/о веса «кипелки». Такого количества вполне достаточно, чтобы обуздать буйную «кипел-ку», сохранив ее вяжущую активность.

Теперь температура от нагревания при гидратации уже не поднималась выше 30 — 40°.