Техника - молодёжи 1952-04, страница 38

Техника - молодёжи 1952-04, страница 38

хас

зsxsc

□DOC

РОЖДЕНИЕ РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

В 1838 году по Неве впервые в мире проплыла шлюпка, приводившаяся в действие электрическим двигателем, изобретенным русским ученым Б. С. Якоби. Испытания первого в мире электрохода прошли успешно, но многие были разочарованы тем, что показанная шлюпкой скорость была слишком мала — всего около 4 км в час.

Тогда один из членов специальной комиссии, проводившей испытания, выступил в защиту электродвигателя. Подчеркнув, что перспективы двигателя неизмери' мы, этот докладчик — русский корабельный инженер — заявил, что причиной малой скорости является не электромотор, а недостаточно эффективный движитель — гребные колеса, взамен которых он рекомендует... «приложить его (т. е. электромотор) к механизму, давно известному по теории, но которого еще никто не применял на практике... Если провести беспрерывный ток воды сквозь корабль с носа на корму, то корабль получит тем большую скорость, чем больше скорость водяного тока». И далее: «Число фунтов выбрасываемой воды и скорость, с какою она выбрасывается, определит силу машины». Это было первое предложение практически применить принцип гидрореактивного двигателя, теоретически предсказанного еще В XVIII веке членом Российской Академии наук знаменитым математиком Даниилом Бернулли. К докладу был приложен чертеж, поясняющий устройство гидрореактивного двигателя.

Как видно из рисунка, от носа к середине корабля идут две трубы. Они ведут в центральный резервуар, в котором помещается вращаемое электромотором Якоби гидравлическое колесо, то-есть нечто вроде центробежного насоса, всасывающего воду. Втянутая через носовые трубы в центральный резервуар вода выбрасывается за корму через задние трубы.

В конце доклада сообщалось, что для практической проверки этого предложения строится специальная большая шлюпка и что, «вероятно, не позже первых чисел июля (1840 г.) начнутся испытания».

Затем на протяжении целых 20 лет нигде в литературе об этом изобретении не упоминалось ни слова, и лишь в 1860 году в журнале «Морской сборник» № 5 снова появилась статья о гидрореактивных двигателях. Из этой статьи выяснилось, что в 1840 году из-

Схема гидрореактивного двигателя 1840 го-да: а—всасывающие трубы. б — насос, в — выталкивающие трубы.

вестным изобретателем А. А. Саблуковым действительно был практически испытан на шлюпке гидрореактивпый двигатель, но что, оказывается, «нашлись люди, к сожалению, незаслуженно пользовавшиеся авторитетами «знатоков», — они успели погасить это предприятие в самом его удачном начале». Эти «авторитеты» утверждали, что «если бы тут было что-нибудь полезное, давно бы в Англии это было испытано и введено, а так как там ничего этого нет, стало быть все это вздор».

В статье говорилось: «Генерал-лейтенант Саблуков производил в 1840 году опыт над этим (водопроточ-ным) движителем, приспособив его к двойке (маленькая двухвесельная шлюпка). Отверстие в ней было углублено менее фута. Диаметр водопротоков был в 2 дюйма... Он употребил одно общее горизонтальное колесо, такое, как в его вентиляторах; колесо приводили в движение двое матросов».

Из текста видно, что Саблуков, не дождавшись изготовления большой шлюпки, решил испытать гидрореактивный двигатель на «двойке», с использованием мускульной силы для вращения насоса. Но, как показали позднейшие подсчеты, диаметр труб водопротоков был взят слишком малым. Поэтому шлюпка хотя и обнаружила способность итти против течения Невы, но двигалась медленно.

Как это случалось со многими русскими изобретателями, выдача средств на дальнейшие опыты была прекращена. Но передовые русские люди не дали погибнуть интересной идее. Так, например, по свидетельству той же статьи, «преподаватель практической механики в Корабельно-инженерном училище полковник Божерянов в 1853 году сделал небольшую модель, которая этими водопротоками получала поступательное и вращательное движение...»

В Западной же Европе первые опыты с водопротоками на моделях были проведены лишь в 1856 году.

Однако главное значение изобретения гидрореактивных двигателей заключалось в том, что их принцип был использован для авиации.

7 (19) мая 1884 года на заседании 7-го воздухоплавательного отдела Русского технического общества изобретателем Н. И." Якубинским был впервые в мире предложен для летательных аппаратов проект воздушно-реактивного двигателя.

Принцип этого двигателя был прямо заимствован от «водопротоков», с той лишь разницей, что, действуя в воздушной среде, он должен был вместо воды «всасывать воздух спереди и выбрасывать его сзади».

Так было положено начало созданию воздушно-реактивного двигателя.

Подполковник в отставке Е. Бурче

ййос

ЭООС

) *

шил, вспомнив, очевидно, о своем прямом задании. Но в дверях он остановился на минуту и, подавив озорную улыбку, сказал:

— А знаешь, я все-таки сделаю из этого фельетон...

— Попробуй! — с сомнением в голосе посоветовал Уиллингтон.— Тем более, что об этом юродивом пишут пока что отнюдь не в юмористических тонах.

— Как пишут? — воскликнул, побледнев, Джилберт.

Он содрогнулся, в одно мгновение представив, что сенсационные две тысячи слов могут очень быстро упорхнуть из его кармана.

— Пока только короткое сообщение о лекции твоего Стюарта, напечатанное в сегодняшнем номере «Нью-Йорк геральд трибюн».

Джилберт дрожащими руками взял из рук Уиллингтона газету и впился глазами в следующий текст:

«...С лекцией выступил д-р Стюарт (Нью-Арк). В результате многолетних наблюдений и исследований

он создал новую науку, так называемую «социальную физику», в которой распространяет многие физические и химические законы на развитие человеческого общества. Аудитория с живым интересом прослушала оригинальные выкладки лектора».

— Та-ак! — глухо сказал Джилберт, оторвавшись от газеты и подумав с минуту. — Это еще ничего не значит! Здесь все изложено слишком вяло и... гм... поверхностно! — Он взглянул на Уиллингтона, слегка покраснел, встретив его насмешливый взгляд, и добавил с кривой усмешкой: — Ты не находишь?

— А как же насчет фельетона? — прямо спросил Уиллингтон.

— Видишь ли... Поскольку «Нью-Йорк геральд трибюн» относится положительно... — Но, не выдержав тона, вспылил и крикнул: — И вообще... Понимать надо, чорт возьми! — С этими словами он выскочил из комнаты.

...Первые десять из двух тысяч слов, напечатанных за подписью Койна Джилберта в газете, были:

ФЕНОМЕНАЛЬНОЕ АМЕРИКАНСКОЕ НАУЧНОЕ ОТКРЫТИЕ! ПРОФЕССОР СТЮАРТ СТАВИТ ФИЗИКУ НА КОЛЕНИ!

Остальные тысяча девятьсот девяносто слов, мало чем уступая первым в выразительности, подробно освещали взгляды профессора Стюарта, помноженные на эрудицию журналиста Джилберта.

Статья Джилберту явно удалась, и его «молекулярный вес» в редакции значительно повысился.

Нелишне добавить, что Уиллингтон уже не смог познакомиться с этой статьей поскольку периодические издания не входят в круг чтения заключенных нью-йоркских тюрем.

36