Техника - молодёжи 1953-05, страница 31

Техника - молодёжи 1953-05, страница 31

Ультрапак с термосга-том. Сконструированный О. Б. Лепешинской прибор позволяет наблюдать за процессом возникновения живых клеток из белкового вещества (верхний рисунок). Отверстие в яичной скорлупе закрыто тонкой резиновой пленкой, в которую вставлен кусочек прозрачной слюды. Это и есть «окошко», через которое ведется наблю-тение (нижний рисунок)

Лепешинская нашла этот способ. Она осторожно срезала часть скорлупы яйца и затянула отверстие тонкой резиновой пленкой. В пленку был заранее вставлен кусочек прозрачной слюды. Так в живом яйце оказалось крохотное окошечко для микроскопа.

Но ведь зародыш может развиваться только в яйце, помещенном в инкубатор! Лепешинская преодолела и это затруднение. Она сумела ввести микроскоп внутрь термостата! Теперь яйцо спокойно «высиживалось», а объектив микроскопа мог заглядывать в желток через отверстие в скорлупе. Осталось лишь включить термостат и терпеливо наблюдать, что же совершается внутри желтка, там, где нет зародыша.

И тут Лепешинская увидела то, чего до нее не видел никто.

В желтке происходили удивительные события. Сначала в поле зрения были видны лишь маленькие шарики, состоящие из крохотных зернышек белкового вещества. Но эти зернышки двигались! Было заметно, как постепенно они собираются к центру шарика. Во г они скопились в небольшой пузырек...

Проходил час за часом... Шарики росли, меняли свои очертания, сокращались, передвигались. Из скапливавшихся в центре зернышек образовались темные сердцевинки ядер. 4

На глазах исследователя возникали самые настоящие клетки! Живые клетки!

А затем эти только что родившиеся клетки начали сжиматься посредине и делиться пополам...

Так была раскрыта еще одна тайна природы. Перед Лепешинской проходил процесс возникновения живых клеток из вещества, не имеющего клеточной структур ры. Энгельс был прав: клетки могут рождаться не только из клеток, но и возникать всюду, где есть белковое вещество.

Открытие Лепешинской еще ближе подвело науку к той грани, которая отделяет вещество от существа, мертвое от живого.

Может быть, примененный Лепешинской метод наблюдения за развивающимся зародышем яйца натолкнул профессора Бориса Никодимовича Клосовского на попытку заглянуть под черепную коробку животного и посмотреть, как ведет себя живой мозг.

Но как наблюдать мозг, не мешая его работе?

Дело в том, что полушария головного мозга наглухо отгорожены от внешнего мира тремя оболочками и

плотным костяным панцирем черепа. Ничто не должно мешать точной работе нервных клеток, сосредоточенных в коре полушарий. Для этого в мозгу существует много различных устройств. Одно из них обеспечивает нужный режим кровоснабжения.

И сам мозг и пронизывающие его обильные кровеносные сосуды, общая длина которых достигает ста двадцати километров, начинают пульсировать лишь тогда, когда они соприкасаются с воздухом. В обычном состоянии, когда черепная коробка герметически закрыта, при входе в мозг пульсация крови постепенно затихает, и по его сосудам кровь движется уже без толчков, непрерывной спокойной струей. Это необходимо для нормальной работы входящих в состав коры четырнадцати миллиардов нервных клеток.

Но увидел это Клосовский лишь тогда, когда нашел способ заглянуть под череп живого щенка.

Способ был простым и смелым. Усыпив щенка, ученый осторожно выпилил у него кусочек черепной коробки и закрыл полученное отверстие заранее приготовленной пластинкой из прозрачней пластмассы. Пластинка был сделана точно по форме черепа и тщательно отшлифована. Два серебряных винта плотно прижимали ее к костям черепа.

Мозг оставался наглухо закрытым. Но часть головы щенка стала прозрачной, и профессор Клосовский получил возможность впервые в истории науки наблюдать живой мозг в естественных условиях. Через специально приспособленный микроскоп он видел каждую извилину коры, всю тонкую сеть оплетающих мозг мельчайших сосудов.

И тогда мозг стал открывать исследователю секрет за секретом.

...Маленький станок, в котором сидит щенок с «прозрачным черепом», начинают вращать, словно карусель. Стремясь сохранить равновесие, щенок напрягает мышцы. И тотчас поверхность определенного участка его мозга, на границе лобной и теменной долей, начинает краснеть. Это расширяются сосуды, к которым прилила кровь. Сколько раз ни повторять опыт, краснеет всегда один и тот же участок.

Это говорит о том, что именно здесь расположены нервные клетки, воспринимающие положение тела животного и управляющие его движениями. От вращения тела эти клетки приходят в возбуждение и посылают мышцам сигналы о воспринятом раздражении. Такая усиленная работа требует и усиленного питания. Клеткам нужно больше кислорода и питательных веществ, которые несет в себе кровь. И вот сосудам, снабжающим этот участок мозга, приходится расширяться, чтобы удовлетворить возросшие требования.

Можно проделать и другие опыты. Они показывают, что, скажем, при вспышке яркой лампы кровь приливает к тому участку мозга, который воспринимает зрительные раздражения, при звуке звонка—к участку, воспринимающему слуховые раздражения.

Так появилась возможность изучать деятельность мозга с большой точностью и притом -не нанося непоправимых повреждений животному. Щенки с прозрачным черепом почти ничем не отличаются от нормальных. Окошечко, которое проделано у них в голове, через некоторое время зарастает.

Найденная профессором Клосовским новая техника эксперимента позволяет исследователям иметь дело не с домыслами и умозаключениями, а с очевидными и наглядными фактами. Путь к новым открытиям стал прямей и надежней.

Небольшая пластинка из прозрачной пластмассы помогает ученым заглядывать в самый запретный уголок организма и разгадывать его тайны.

Так порой перекрещиваются пути биологии и техники. Успех приходит к ученому с овладением новым оружием, почерпнутым у техники.

Щенок с частично удаленной черепной коробкой, закрытой прозрачной пластинкой. Это позволяет наблюдать мозг в естественных условиях.

29