Техника - молодёжи 1953-05, страница 33СХЕМА сверления ЯйСТВЕИИЫХ ПОРОЛ Так что же произошло с сосной и березой? Сосна через хвою и тонкие ветки испарила капиллярную влагу, уже имевшуюся в ее стволе, и, не получая от корней новой влаги, стала впитывать раствор солей кремния. Затем она стала испарять воду, в которой были растворены соли кремния. Поднимаясь по стволу все выше и выше, проникая во все сучки, соли кремния заполнили трахеиды и все «свободные» места. Наконец наступил день, когда сосна уже не смогла испарять воду, и хвоя начала осыпаться. К этому времени древесина ее так пропиталась солями кремния, что потеряла свои прежние свойства — мягкость, гибкость - и приобрела новые — прочность, негорючесть. В березе же занявший место влаги дицианди-амид разрушил связи между клетками, почему дерево и стало гибким. ЦВЕТНАЯ ДРЕВЕСИНА Следующая задача, которую поставил себе изобретатель,-окрасить древесину дерева в любой цвет прямо на корню. Вначале Захаров попытался применить сухие красители: заполнив ими отверстия в стволе, он забивал их пробками. При этом он предполагал, что красители растворятся во влаге древесины. Однако предположение не подтвердилось: древесина окрашивалась только у комля. Применение растворенных красителей также не сразу принесло успех: многие деревья или совсем не прокрашивались, или у них прокрашивались только узкие полосы. В конце концов оказалось, что в растворе краски недопустима муть; красящее вещество должно растворяться в воде полностью. Это стало ясно после того, как в микроскоп тщательно исследовали срезы дерева на границах окрашенных областей. Оказалось, что проводящие воду сосуды забиты крупными частицами красителей, которые и мешали движению вдоль ствола дерева других частиц, следовавших за ними. Оказалось также, что большое значение имеет концентрация раствора. Так, сернокислый и фтористый аммоний можно вводить в дерево продолжительное время при концентрации до 33%, а раствор медного купороса только при концентрации до 15%. Органические красители плохо усваиваются даже при трехпроцентной концентрации. Многочисленные опыты позволили сделать вывод, что для хорошей Схема пропитки древесины различными химикалиями прямо на корню по способу П. С. Захарова. окраски нужно в один кубометр древесины ввести около килограмма краски, разведенной в ста литрах воды. Пропитку нельзя прерывать. Часто после перерыва дерево вовсе отказывается всасывать раствор. Изобретатель встретился и с другой трудностью — многие растворы усваиваются деревьями, ассимилируются ими. Так, одну из сосен в течение двух месяцев пропитывали густым коричневым красителем. Она поглотила около полутора килограммов этого вещества на кубометр древесины, однако своего цвета совершенно не изменила. То же самое повторилось спри пропитке березы метиленовой синью. Для того чтобы подавить ассимилирующую силу дерева, в него одновременно с красителями стали вводить вещества, понижающие жизнедеятельность клеток. Наиболее пригодным для этой цели оказался фтористый натрий — его раствор не изменяет цвета красителя. Однако испытания окрашенной таким путем древесины не принесли успеха: краска держалась непрочно, растекалась. Начались поиски вещества, которое могло бы служить фиксатором, закрепителем. Перепробовали несколько десятков веществ — хлорокислый калий, формалин и т. д.у но результата не достигли. Только применение керосина, обработанного серной кислотой, позволило прочно фиксировать краситель. Доски, выпиленные из деревьев, окрашенных на корню в различные цвета с применением этого фиксатора, долго мокли под дождем и в снегу, лежали на солнце, но совершенно не изменили приобретенного цвета. Опыты также показали, что оттенок окраски древесины во многом зависит от того, кислотную или щелочную реакцию имел раствор, которым се пропитали. Щелочная реакция вызывала покраснение древесины, кислая реакция - темноголубой оттенок. Одним и тем же красителем, только меняя щелочность раствора, можно достигнуть различных тонов окраски. Азотной кислотой, например, можно окрасить древесину и в зеленый и в оливковый цвет, а уксусной кислотой — в оранжевый и почти красный. Красители, составленные из разных красок, деревом разлагаются на частицы, идущие по разным каналам. В результате этого они расчленяются на основные. Так, коричневая краска распадается на желтую, черную и оранжевую. Многие зеленые краски, являющиеся составными, дают оттенки от темноголубо-го цвета до зеленого и желтого. Для получения однотонной краски лучше применить простые красители. Испытания окрашенной на корню древесины показали, что ее механические качества не изменяются. Таким образом, ее можно обрабатывать теми же методами, как и обычную. П. С. Захарову в результате многочисленных опытов удалось достигнуть окраски в любой цвет — под красное, эбеновое или лимонное дерево, под грушу, чинар, палисандр, яблоню, орех и т. д. Больше того, достигнута окраска, какой нет в природе: зеленая, темно- и светло-синяя, фиолетовая, красная с зелеными прожилками и т. д. Способ окраски дерева на корню в любой цвет имеет большое практическое значение. Он позволяет снабдить нашу промышленность дешевым, прочным и красивым материалом для производства мебели, художественных изделий, отделки помещений и т. д. НЕГНИЮЩЕЕ ДЕРЕВО Народному хозяйству нашей страны требуется громадное количество консервированной, не поддающейся гниению древесины. Она необходима при постройке всевозможных судов, лодок, при строительстве морских и речных причалов, пристаней, мостов, для производства железнодорожных шпал, телеграфных столбов и т. д. Человек еще в глубокой древности начал борьбу с гниением древесины — он обугливал нижние венцы домов и концы столбов, обмазывал их смолой. Более полувека тому СХЕМА СВЕРЛЕНИЯ ХВОЙНЫХ ПОРОД
|