Техника - молодёжи 1955-10, страница 18

Техника - молодёжи 1955-10, страница 18

„Улучшить работу с изобретателями и рационализаторами, принимать своевременные меры к внедрению их предломвний в промышленность".

(Из постановления июльсного Пленума ЦК НПСС 1955 года)

Илья КОРАБЕЛЬНИКОВ

Рис. С. ВЕЦРУМБ и Н. СМОЛЬЯНИНОВА

О накомый инженер пригласил ме-® ня к себе на стройку: — Обязательно приходите к концу рабочего дня в пятницу.

Я, конечно, пришел. Стоял жаркий июльский день. В глубоком светло-голубом небе — стрелы башенных кранов, словно исполинские циркули, выписывали невидимые полукруги и замысловатые линии. Вот к кирпичному блоку, сложенному на земле, опустился захват. Он напоминал клешню огромното краба. Челюсти его зажали простенок, подняли в воздух, и он стал частью стены.

С 'площадки мы идем в кабинет начальника первого управления треста Высотстроя. Здесь на стенах развешаны чертежи. На столе разложены сделанные из фанеры, жести и проволоки какие-то модели.

За нами входят строители. По свежей и чистой одежде, не совсем просохшим волосам не трудно догадаться, что они только что из душевой.

Полчаса назад все эти люди трудились на полигонах, на лесах и в мастерских.

— Ну что же, откроем совещание? — произнес начальник управления Юрий Петрович Зотов и затем, подняв синий конверт, сказал: — Товарищ Тюренков, распишитесь!

К столу подошел бригадир каменщиков. Он не спеша обмакнул ручку в чернила, попробовал перо на ногте большого пальца и расписался в ведомости. За ним подходят слесари Сачков и Панкратов. Они получают такие же конверты и, не глядя, прячут их в карманы «пиджаков.

— Что это за письма? — спросил я у главного инженера Георгия Владимировича Чарквиани.

Председательствующий громко ответил на мой вопрос:

— Одну минуту терпения, и все станет ясно.

— Неделю назад, — продолжал он, глядя на меня, — на очередном подобном же совещании бригадир каменщиков Тюренков и слесари Сачков и Панкратов внесли рационализаторские предложения. Инже

неры и десятники, каменщики и крановщики, мотористы и слесари, такелажники и прорабы обсудили их, внесли свои поправки и рекомендовали использовать на стройке.

По этим предложениям была подсчитана экономия, установлено вознаграждение. И вот сегодня авторам вручены премии.

— Совещание продолжается,— сказал Зотов, — приступаем к разбору предложений, поступивших за последнюю неделю.

— У меня сейчас, вот здесь, на совещании, созрела одна мысль, — сказал мастер Богданов, — можно ее предложить?

— Рассказывайте, что придумали! — разрешил Зотов.

К столу подошел мускулистый, высокого роста мужчина. О таких людях принято говорить: «Ладно скроен и крепко сшит». Богданов посмотрел в окно.

Там, за лентой шоссе на пригорке Нескучного сада, столпились березки, липы, дубы, тополя и клены.

Богданов помедлил немного и начал свой рассказ:

— Конечно, кассета изобретателя Широкова хороша, но и в ней есть недостатки. Например, ее неудобно открывать. Хорошо бы приварить к кассете ручки.

Эта простая мысль понравилась участникам совещания. После короткого обмена мнениями начальник управления сказал:

— Предложение принимается. А за инициативу присуждаем вознаграждение.

Секретарь технического совета зарегистрировал это устное предложение. Завтра же к кассетам приварят ручки. И тогда на несколько минут ускорится разгрузка кирпича. Совещание рационализаторов продолжается.

Началось это так. Москва была в зимнем наряде. Поздним вечером из Кремля, со Всесоюзного совещания

строителей, вышли Юрий Петрович Зотов и Маврикий Владимирович Храпунович. Не спеша они шли по Красной площади, вспоминали призывы из Обращения к строителям.

Зотову и Храпуновичу хотелось решить большую и сложную инженерную задачу — быстрее внедрить на стройке поточно-индустриальный метод сборки зданий.

Была пятница. День выдался свободный от заседаний и совещаний. Юрий Петрович воспользовался «окном» и пригласил к себе на беседу инженеров, техников.

— Давайте подумаем, поговорим, как будем собирать кирпичные блоки на земле, — прохаживаясь по кабинету, говорил Юрий Петрович.

Оттого ли, что беседа была неофициальной, или затронули вопросы, которые были близки этим людям, они быстро разговорились.

— Подумайте каждый над своим предложением, — закончив беседу, говорил Зотов. — При следующей встрече обсудим их.

— Когда соберемся снова? — спрашивали инженеры.

— В следующую пятницу, — ответил Зотов. — Только на это совещание пригласим еще рационализаторов и всех, кто пожелает.

Сейчас на Фрунзенской набережной дома строят, монтируя их из крупных кирпичных блоков, бетонных конструкций, шлакоцементных и гипсовых плит. Для подъема этих громоздких и тяжелых деталей зданий потребовались вспомогательные механизмы. Вот где открылся простор для творческой инициативы, для смелых и дерзких исканий.

На площадке впервые применили кирпичные блоки. На бетонированных полигонах, у самых стен здания, собираются конструкции стен.

Это уже стало историей, но все хорошо помнят, как производитель работ Дмитрий Сергеевич Арсентьев, волнуясь, предложил на одной из «пятниц» изготовить передвижные металлические кондукторы-шабло

16