Техника - молодёжи 1955-10, страница 20

Техника - молодёжи 1955-10, страница 20

полетят вниз, — произнес мастер Богданов.

— Здесь необходим фиксатор, — посоветовал инженер Храпунович.

— И еще требуется страховая сетка, — сказал каменщик Тюренков.— Без нее опасно.

— Что же, придется доработать предложение, — вставил начальник управления Зотов. — Сколько на это потребуется времени?

— Дня три, — ответил автор предложения.

Инженеры и крановщики, монтажники и каменщики, забыв об усталости, деловито обсуждали каждое предложение. Огонек творчества увлек молодежь и пожилых рабочих. На очередную «пятницу» собрались люди разных профессий, знаний, опыта. Участники предлагают что-то свое и обогащают мысли других авторов. Здесь хорошо сочетаются инженерный расчет с рабочей смекалкой — смелой практической мыслью. Творческое содружество объединяет коллектив.

...В кабинет вошел белокурый юноша с голубыми глазами. Он остановился у порога. Сидевшие заметили новичка, потеснились и предложили место. «Дслжно быть, представитель от комсомола»,—подумали строители.

Молодой человек направился к столу, за которым сидел Юрий Петрович Зотов.

— Разрешите присутствовать? — спросил юноша и тут же представился: — Я Захаров Евгений, студент Московского высшего технического училища имени Баумана. О ваших «пятницах» прочел в газете и вот пришел...

— Гостям мы всегда рады, — сказал Юрий Петрович.

«Творческая пятница» продолжалась. На очереди были предложения Блиновых.

В строящемся доме под аркой проезда устроен небольшой цех для изготовления крупнопанельных гип-сошлаковых перегородок. Вст здесь и работают отец и сын Блиновы.

Первым подходит к столу Василий Матвеевич. Движения и речь его размеренны. Говорит он просто, лаконично.

— При подаче в бункер много распыляется типса, — сказал Блинов, — предлагаю установить брезентовый зонт. От этого прекратятся потери и улучшатся условия труда.

— Хорошо придумано, — замечает Исаенко.

— Но это не все, — сказал Василий Матвеевич, — при изготовлении перегородок часть раствора налипает на опалубку. Очистка отнимает много времени. На эти места следует навесить фартуки.

— И это правильно, — улыбаясь, подтверждает Зотов.

У стола сын сменяет отца. Он демонстрирует модель приспособления, показывает, как можно будет одновременно подымать несколько пятнадцатиметровых панелей.

Незаметно прошло три часа. На небе показались первые звезды. Слушая страстные споры рационализаторов, становилось ясно, что эти люди по-настоящему влюблены в свое дело, что они глубоко, по-хозяйски, без проволочек и бюрократизма разберут каждое предложение, поддержат каждую свежую идею.

Замечательно и другое. Тут же на совещании принимаются решения: принять, доработать или отклонить

неудачное предложение. Это хорошо, но нет ли во всем этом поспешности? Не слишком ли быстро решаются большие и сложные технические вопросы?

Тот, кто один раз присутствовал на «изобретательских пятницах», никогда не высказал бы подобной мысли. Каждое предложение, как правило, заранее внимательно и всесторонне изучается. Прежде чем внести его на обсуждение коллектива рационализаторов, каждый автор не один раз посоветуется с товарищами и руководителями. Только после того как рационализатор убедится в целесообразности своего предложения, он выносит его на строгий суд общественности.

— Приходите к нам наследующую «пятницу», — прощаясь, приглашал начальник управления Юрий Петрович Зотов.

Прошла неделя. Снова в том же кабинете в половине шестого началось заседание рационализаторов и изобретателей. Теперь народу было значительно больше. Каждый пятый работающий на стройке пришел на «творческую пятницу». Здесь мы как старые знакомые встретились со студентом Бауманского училища Женей Захаровым.

— И вы пришли? — спросил его Зотов. — Потянуло к нам?

Снова все началось обычно — начальник вручил конверты с вознаграждениями за принятые рационализаторские предложения, за проявленную инициативу.

— Совещание продолжается, — сказал Зотов.

Слово взял инженер Храпунович:

— Две недели назад начальник управления просил рационализаторов разработать такой проект организации работ, который бы позволил максимально использовать башенный кран и сократить бесцельные простои рабочих.

На автозаводе ведущим механизмом является конвейер. К нему приспособлены все процессы производства. На стройке таким механизмом является башенный кран. Как же он работает?

На площадку прибыла машина с прицепом. Она подвезла 15 крупноразмерных плит. Кран переключили на разгрузку, и приостановилась работа монтажников и такелажников. Это продолжалось около полутора часов.

Но вот грузовик отъехал, краном овладели такелажники и занялись своим обычным делом. Пока они готовили конструкции к подъему, монтажники продолжали отдыхать. Плиты пошли вверх. Отдыхают и монтажники и такелажники. Груз поднят, монтажники занялись установкой блоков. Такелажники в это время сидят без дела.

Маврикий Владимирович приблизился к развешанным яа стене чертежам и продолжал:

— Надо иметь в виду, что мы неправильно эксплуатируем башенные краны. Прежде всего их необходимо освободить от • разгрузки и монтажа. Кран должен только подавать конструкции. Например, при монтаже санитарно-технических блоков он держит их навесу около часа. Каждая минута работы крана стоит рубль. Во что обходится эта работа? — говорит автор нового предложения.

— Башенные краны используются не более чем на пятнадцать-двадцать процентов, — подтверждает Зотов.

— Для монтажа кирпичных блоков предлагаю простое приспособление, — продолжал Храпунович.— На перекрытия устанавливается движущаяся рама, на ней смонтирован рычаг первого рода — журавль и установлены лебедка и редуктор. Тросы бегут по роликам и подымают блоки.

Это предложение не вызвало возражений. Всем стало ясно, что при таких условиях башенный кран будет только подавать конструкции в задел.

— Теперь, — заключает Юрий Петрович, — нашим рационализаторам следует еще подумать о траверзах, бункерах, контейнерах для различных деталей и материалов.

Студент Женя Захаров, как на уроке, поднял руку и взволнованно вымолвил:

— Я тоже кое-что придумал. Разрешите продемонстрировать.

Юноша начал раскладывать на стуле какие-то предметы.

— Проходите поближе, — улыбаясь, пригласил Юрий Петрович.— Там трудно разглядеть.

Женя собрал веревочки, рамочку, сделанную из проволоки, кирпич, завернутый в бумагу, и направился к столу. У юноши по лицу все гуще разливался румянец.

— Смелее! — подбадривали его строители.

— Предлагаю новый захват, — сказал Женя, опустил рамку на кирпич, дернул за стропы и поднял его вверх.

— А что снизу будет поддерживать груз? — спросил крановщик Романюк.

— Здесь не требуется поддерживающего приспособления, — ответил Женя.

— Блок обязательно оборвется! — послышалась реплика.

В это время, как назло, кирпич выскользнул из захвата. Когда первое смущение прошло, Женя уверенно начал объяснять устройство эксцентрикового захвата:

— На рамку устанавливаются два ролика. Ось одного из них расположена не по центру. При подъеме груза блок стремится опуститься вниз. Этим движением груз вращает валики, и они заклинивают его намертво.

— Спасибо за предложение, — сказал Зотов. — Как, товарищ Паршин, твое мнение? — спрашивает он крановщика.

— Дельное приспособление! — ответил крановщик. — Оно пригодится не только строителям. Его используют и моряки, и железнодорожники, и в промышленности.

Женя оставил на столе кирпич, модель и осторожно, словно по льду, пошел через комнату к стулу, где одиноко лежал его портфель.

— На очереди предложение молодого инженера Добрускина, — сообщил Юрий Петрович Зотов.

— Это предложение разработано коллективно, — сказал инженер. — Мои соавторы — главный инженер Георгий Владимирович Чарквиани и заведующая лабораторией Елена Александровна Смирнова.

В нескольких словах Добрускин рассказал, что до сих пор одной из трудоемких операций «а стройке остается устройство оснований под

18