Техника - молодёжи 1956-06, страница 41

Техника - молодёжи 1956-06, страница 41

Насыпьте в стакан немного какао. Если в стакан налить воды, легкий, нежный, пышный порошок, похожий чем-то на лёссовую пыль, сразу же резко осядет, расплывшись тонким слоем по дну.

Примерно то же происходит и с лёссом. Мы уже говорили, что лёсс наполовину состоит из пор. Вода, попавшая в эти поры, вытесняет воздух, занимает его место. Сцепление между пылинками уменьшается, лёсс совершенно теряет прочность, за одну-две секунды твердый кусок превращается в «кисель» и оседает.

Вот с этой коварной особенностью лёсса и столкнулись строители. Чтобы поставить большой дом, надо снять почву, чернозем и заложить фундамент в глубинном грунте. Но горе зданию, если его фундамент стоит в лёссе и под него попадет вода1 Не уберечься тогда ни маленькой украинской хате-мазанке, ни многоэтажному дому, ни огромному заводскому цеху. Лёсс не сможет держать фундамента, и сооружение рухнет. Лёсс, оказывается, может быть не только другом, но и коварным врагом человека.

ПОИСКИ И РЕШЕНИЯ

Не пустить воду под здание — вот к чему стремятся строители. Обычная дождевая вода с крыши может стать причиной гибели дома. Поэтому ее собирают в водосточные трубы и стараются отвести подальше от дома. А то место, где дом входит в грунт, «бронируют», защищают от воды.

Прежде всего делают так называемую отмостку. Вокруг дома, у самого основания кладут полосу асфальта шириной в метр-полтора. Часто это место мостят щебнем, камнем, кирпичом. А иногда просто кладут слой глины, сквозь которую воде не пробиться.

И все-таки она пробивается. Вода стекает по слою гидроизоляции, скапливается где-нибудь неподалеку под землей и, бывает, после сильных дождей все же просачивается к фундаменту.

Нет, нельзя допускать, чтобы вокруг дома был сырой грунт. Приходится прокладывать дренажные трубы, рыть колодцы, находить низину для отвода воды. Сколько сил, сколько средств уйдет на это! Но делать это приходит-» ся, чтобы спасти дома.

Как бывает досадно, когда все эти труды идут насмарку! Иногда вода делает глубокий обходный маневр и начинает свое наступление не сверху, а снизу. Тут уже не помогает никакая изоляция. Снизу поднимаются, подступают почвенные воды, и дом «садится» вместе с фундаментом.

Десятки способов перепробовали изобретатели, чтобы сделать лёсс водонепроницаемым, чтобы укрепить грунт под фундаментом. Одно время казалось, такие способы найдены: горячая битумизация и химическое окаменение грунта. Но и они оказались несостоятельными. Горячий битум, смола или расплавленные составы жидкого стекла и хлористого кальция даже под давлением упорно не хотят итти в глубину, заполнять лёссовые поры.

Воду остановить не удалось. Она оказалась слишком упорным противником. И тогда строители решили заключить с ней союз, подружиться и взять ее к себе на службу.

Вам, конечно, приходилось попадать в ливень, мокнуть под дождем. И, может быть, случалось удивляться, что после этого ваш шерстяной пиджак становится вам тесен, а рукава его ко

е ПОДЗЕМНЫЕ ВЗРЫВЫ е ПЕЧЬ ДЛЯ „ПОДЖАРИВАНИЯ" ЛЁССА е ОГОНЬ ГОРИТ И ПОД ЗЕМЛЕЙ е КОТЛОВАН ПОД ФУНДАМЕНТ ПЯТИЭТАЖНОГО ДОМА МОЖЕТ СТОИТЬ НА 75000 РУБЛЕЙ ДЕШЕВЛЕ

ротки. Словно за какой-нибудь час вы подросли, раздались в плечах.

Дело, конечно, не в ускоренном росте. Просто пиджак, как говорят, «сел». К счастью, теперь такие случаи редки. Теперь работники ткацких фабрик заботятся о том, чтобы вам не попадать в смешное положение, не ходить в ку-

Защита с помощью водоотводящего слоя асфальта не удовлетво-рила Любознайкина. «Совершив глубокий обходный маневр, — решил он, — вода может прорваться в глубокий тыл — прямо под фундамент!»

цом пиджачке и не надставлять рукава. Ткани декотируют. Их заранее смачивают и просушивают. Костюм, сшитый из такой декотированной шерсти, уже больше не «сядет».

Строители пошли на хитрость. Они решили провести «декотировку» грунта. Участок, на котором предстояло построить дом, решено было залить водой. Пусть грунт напитается влагой, осядет.

Сделать это оказалось далеко не так просто, как казалось сначала. Даже если грунт промачивать долго, все равно нет полной уверенности в том, что весь участок будет увлажнен равномерно. В лёссе может встретиться пласт глины или глыба погребенной почвы, чернозема. Они помешают воде. А раз так, значит грунт в этом месте может осесть тогда, когда дом уже будет построен.

Оставалась последняя возможность: уплотнять грунт «всухую». Но от обычной трамбовки пришлось отказаться сразу же: уплотнялся лишь небольшой слой лёсса на поверхности.

Профессор Ю. М. Абелев, удостоенный за свою работу звания лауреата Сталинской премии, предложил новый способ уплотнения лёссовидных грунтов для создания больших, ответственных сооружений. На всю просадочную толщу лёсса, метров на восемь-двена-дцать, на участке буд/щего сооружения в грунт забивают толстые металлические или деревянные сваи. Забивают их всего в полметре одна от другой.

Грунт между сваями оказывается стиснутым, сильно сжатым. Потом сваи вынимают, забивают скважины грунтом и затрамбовывают.

Слов нет, уплотнение грунта сваями — метод надежный. Но он далеко не простой, не легкий и не экономичный.

В последние годы способ этот несколько усовершенствовали. Стали бурить скважины для свай, опускать в них «цепочки» зарядов взрывчатки. Если взорвать заряды, стенки скважин уплотняются так же, как под давлением свай. Но взрывные работы опасны для окружающих зданий.

Все это прекрасно понимали многие инженеры-строители, но поделать ничего не могли. Других проверенных, надежных способов не было. И только два человека, ломавшие голову над этой задачей уже лет десять, были уверены, что скоро все изменится, что старому способу жить недолго. Это были инженеры-харьковчане Николай Андреевич Осташев и Иван Михайлович Литвинов.

Уплотнение лессового грунта под фундаментом с помощью забиваемых в него свай или взрывов в скважинах, казалось, давало значительную гарантию того, что воде не удастся повредить строение. Однако, произведя несложные экономические подсчеты. Любознайкин выяснил, что этот метод борьбы с лессом очень и очень дорог.

ПЕЧЬ НАД ФУНДАМЕНТОМ

На всю жизнь запоминается человек, который однажды, в трудную минуту, подбодрил, показал верную дорожку. Не говорил этот человек громких слов, не поучал, не спешил записаться в друзья. И, может, порой казался даже холодноватым и строгим.

Может быть, это твой школьный учитель или однокашник по классу. Или товарищ по работе. Но кем бы он ни был, это друг на всю жизнь...

Таким другом для молодого инжене-, ра Литвинова стал его старший товарищ Николай Андреевич Осташев.

В 1937 году Осташев предложил укреплять лёссовые грунты по-ново

35

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Щебеночная отмостка

Близкие к этой страницы