Техника - молодёжи 1956-10, страница 46США ФОТОГРАФИЯ ИЛИ ГРАВЮРА? без ненужных деталей. Кроме того, в изображении нес радует четкость, законченность, сила цвета, пусть хотя бы черного и белого, а там, где есть плавные переходы, цвет теряет свою силу. Оказывается, несколько усложнив процесс фотографической печати, можно получать красивые, эффектные порт-ре ы, пейзажи, предметные снимки, отличающиеся четкостью цветовых пятен, обычно возможной лишь в рисунке гуашью или многокрасочной гравюре на дереве. Простейшим вариантом этого способа является лечать на бумаге, обладающей большой контрастностью. Если взять такую бумагу и контрастный проявитель, можно получить почти черно-белое изображение. Все светлые и полусветлые места негатива до определенной ступени светлоты, которая меняется с изменением экспозиции, дают резкое почернение бумаги, а полутемные и темные—,«не пропечатываются», и бумага остается белой. На матовой бумаге такая фотография выглядит, как рисунок углем. Подсушив диапозитив, на темном месте у края за пределами будуще го изображения, ставят два-три креста, которые понадобятся при совмещении. Кресты процарапываются углом бритвенного лезвия, сломанного наискось. Если (изображение нигде не темнеет по краям, следует зачернить нли закрасить красной акварелью соответствующие места на эмульсии и царапать по ним. С такого диапозитива на вькококонт-растнои гкленхе печатаются два-три негатива. Первый негатив печатают при малой силе света и короткой выдержке, так что на нем темнеют только самые светлые места изображения (блики). Печатая второй негатив, увеличивают экспозицию так, что он темнеет почти весь, и только глубокие тени изображения остаются прозрачными. Если делается третий негатив, на нем добиваются промежуточного распределения света и тени. Естественно, кресты получаются на всех негативах в одном и том же месте. тоЬумаге прозрачные места негатива давали лишь легкий серый тон. Для этого придется уменьшить время выдержки и сильно диафрагмировать объектив увеличителя. Прикрыв фотобумагу, укрепленную на дощечке, листком черной бумаги того же формата или используя красный светофильтр, двигаем дощечку и совмещаем нарисованные кр< сть с теми, которые проектируются. Печатаем обычным порядком, но фотобумага остается на дощечке и обработке не подвергается. Второй негатив — если и* всего два —■ печатаем на тот же лист уже с открытой диафрагмой, чтобы добиться полного почернения бумаги в тех местах, где этот негатив прозрачен, то-с с гь в тенях. Следует учитывать, что эти места однаждь уже были засвечены, хотя и немного. Если негативов три, то для промежуточного следует путем проб подобрать промежуточную экспозицию. Теперь остается обычным способом обработать отпечаток — проявить, закрепить, промыть и высушить. Может случиться, что черные пятне ив полученных иегативах будут размытыми, недостаточно четкими. Тогда следует усилить негатив или еще раз, применяя контрастные материалы, контратипировать его, то-есН получить диапозитив, о с него негатив. Когда негативы будут готовы, можно приступить к изготовлению окончательного отпечатка. Для этого, укрепив на дощечке лист белой бумаги, положим ее на столик увеличителя, заложим один из негативов, установим увеличение, резкость и наметим формат фотобумаги — размер будущего изображения. Кресты должны остаться за его пределами. Остро отточенным карандашом прочертим кресты, как они проектируются на бумагу. Первым печатаем тот негатив, на котором имеются только черные блики. Предварительной лробой определяем столь малую экспозицию, чтобы на фо- С ле в а направо: исходный снимок, с которого производится печатание с разделением тонов. На негативах тоны разделен 1 На первом негативе затемнены только блики изображения, на втором — все, кроме глубоких теней. Окончательные отпечатки портрета, выполненные с разделе-нием тонов. Но гораздо выразительней снимок получается тогда, когда, кроме черного и белого, в кем есть ровный серый тон или два четко ограниченных серых тона — посветлей и потемней. Конечно, нежное лицо ребенка вряд ли станет вь разительней в такой передаче, но для портретов с резкими чертами лица, для архитектурных или технических снимков она вполне подходит. Для того чтобы получить этот эффект при печати с обычного негатива, спе-дует сначала изготовить диагозктив. «Юморист». Отличный портрет, отпе-чатанныи с разделением тонов. Об > чный фотографи еский снимок иногда не нравится нам именно потому, что он слишком «фотографичен». Свет на нем плавно переходит в тень, передавая форму предметов во всех подробностях. Между тем мы привыкли воспринимать форму обобщенно. Для диапозитива надо взять малочувствительную пластинку или пленку с повышенной контрастностью, а при печати немного увеличить экспозицию против нормальной так, чтобы светлые места были чуть затянуты серым. Печатать можно контактным способом или проекцией на увеличителе. Главный редактор В. Д. ЗАХАРЧЕНКО Редколлегия: И. П. БАРДИН, В. Н. БОЛХОВИТИНОВ. А. Ф. БУЯНОВ {заместитель главного редактора), К. А. ГЛАДКОВ, В. В. ГЛУХОВ, В. И. ЗАЛУЖНЫЙ, Ф. Л. КОВАЛЕВ, Н. А. ЛЕДНЕВ, В. И. ОРЛОВ, Г. Н. ОСТРОУМОВ, В. Д. ОХОТНИКОВ, Г. И. ПОКРОВСКИЙ, Ф. В. РАБИЗА (ответственный секр таръ), А. С. ФЕДОРОВ, В. А. ФЛОРОВ Адрес редакции! Москва, Новая пл., В/8. Тел. К 0-27-00, доб. 4-87 Б-67, ■ Б 8-W-53 Рукописи ие возвращаются Художественный редактор Н. Перова Технический редактор Л. Волкова Издательство ЦК ВЛКСМ „Молодая гвардия" AU162 Подписано к печати 1/Х 1956 г. Бумага 64,5x92't-2,75 бум. а. 5,91 печ. л. Уч.-юд. л. 8,92 Зма» 1970 Тираж 400 000 к». Цена 2 руб. С набора типографии .Красное знамя" отпечатано в ПсрвоЛ Образцовой типография нмеан А. А. Жданова Главполшграфпрояа Министерства культуры СССР-Москва, JK-54, Валовая, 23. Закав 20)4 Облояна отпечатана в типографии .Красное uuu*. Mocna, A-5S, Сущевская ул., 21
|