Техника - молодёжи 1960-07, страница 17

Техника - молодёжи 1960-07, страница 17

4

М(Е1ЛНИЕ К Л У Б А ,ТЕ>ГНИК4-МОЛОАЬЖ*

ТРУД,

ФАНТАЗИЯ, МЕЧТА

у ч е н ь е

ТРУД

Если вдуматься в смысл всаиародиого подъема борьбы за технический прогресс, то невольно приходит в голову мысль, как фантастически увлекательно наша время! Автоматика, телемеханииа, кибернетика, атомная энергии, космические ракеты...

Техника проникает во все поры жизни чвловека. Нет нынче людей, так или иначе не связанных с ней. Она наполняет новым содержанием труд, превращая его в творчество, открывает невиданные прежде возможности для человека и создает и ев «валую красоту и богатстве его жизни.

Сегодня мы открываем очередное заседание клуба «Техника — молодежи». Его участники — студенты различных высших и специальных учебных заведений. Они рассказывают на страницах журнала о своих изобретениях, творческих работах, интересных предложениях, используемых в производстве. Это заседание клуба так и называется: «Ученье и труд».

Разве ив интаресио знать, как молодые знтузиасты создавали замечатвльныв приборы, станки, приспособления, заменяли устарввшив методы труда новыми? Читайтв их выступления, и вы узнаата много полезного и поучительного.

А. ЕФИМЬЕВ

В ПРИРОДЕ существуют процессы, которые, будучи однажды начаты, в дальнейшем развивают сами себя, нарастая как снежный ком. Их называют цепными реакциями. Для получения атомной энергии, например, нейтроном бомбардируют ядро атома урана. Расщепляясь, оно выделяет уже несколько нейтронов, которые делят два-три новых ядра, те — четыре и т, Д.

Нечто подобное может произойти и в жизни. Предположим, одному человеку «е под силу осуществить возникшую у него хорошую мысль. Он обращается за помощью к товарищам, те, в свою очередь, — к друзьям.,, И вот уже большой и сильный коллектив развивает начатое дело. Такой коллективной силе противостоять невозможно, она преодолевает все.

— Цепная реакция! — улыбаются студенты МИИТа.— Немного преувеличенно, а вообще похоже. Только вот кто у нас первым «бомбардировал» идею полной механизации погрузочно-разгруэочных работ на транспорте, сейчас сказать уже трудно. Козлов? Адаменко? Наумкин? Научный руководитель Игорь Штефко? Кто-то из них...

Это было года три назад. Студенты Московского института железнодорожного транспорта с интересом слушали на научной конференции доклад третьекурсника Юрия Козлова об итогах летней производственной практики. Всех поражали сообщаемые им цифры. Оказывается, миллиарды рублей уходят в стране ежегодно только на то, чтобы вручную погрузить в вагоны мелкие грузы н освободить от них составы на станциях. Допустимы ли такие растраты государственных средств?

Козлов вместе с несколькими своими товарищами — студентами МИИТа — попробовал иапольэовать для механизации этих работ автопогрузчики. Но разрешить такую задачу оказалось чрезвычайно сложно уже в самом начале. Ящики, в которые складывали тюки, пакеты, свертки, рассыпались, когда их поднимал автопогрузчик. Если он даже и благополучно въезжал на автомашину, то пол кузова не выдерживал, трещал.

Как же быть? А тут еще администрация не очень охотно шла на всякого рода эксперименты с погрузкой и выгрузкой, хотя на словах, конечно, все приветствовали механизацию. В Одессе, например, начальник железнодорожной станции тов. Бурдо милейшей улыбкой встречал студентов только для того, чтобы незамедлительно сдать их на руки своему заместителю. Тот. в свою очередь, отсылал практикантов станционным диспетчерам. последние возвращали студентов начальству — и... круг замыкался. Так как же быть?

Идея механизации погрузочных работ и сбережения государству миллиардных средств основательно зажгла ребят. Они с жаром рассказывали об этом своим друзьям по институту. «Надо взяться за дело коллективно», — решили миитовцы. И вот уже на следующий год 20 студентов-железнодорожников отправились на практику с хорошо подготовленными проектами. Они работали группами по нескольку человек над внедрением нового способа перевозок мелкотарных грузов. Каждой

группе поручалось определенное задание. Общая же схема должна была выглядеть следующим образом.

Завод или фабрика-отправитель укладывает у себя во дворе мелкие грузы в ящики и устанавливает их на поддоны — деревянные щиты-подставки. Это единственная ручная операция. А дальше автопогрузчик поднимает поддон с несколькими ящиками и устанавливает его на автомашине. Рядом еще один, на него — третий... Когда машина загружена, она отправляется на станцию, где другой автопогрузчик быстро, с ходу освободит ее и установит поддоны с ящиками в вагоне так, что они аккуратно заполнят весь его объем. Если в пути требуется перегрузка товара из состава в состав, то ее тоже без промедления выполнят автопогрузчики. Наконец на станции назначения погрузчик освобождает вагон. Причем он либо ставит поддоны с ящиками на автомашину потребителя, либо заполняет ими склад. Итак, из 10 операций по доставке груза по железной дороге от поставщика к потребителю, выполнявшихся ранее вручную, теперь 9 или 8 полностью механизируются.

Это по проекту. Но его надо детально разработать.

По указанию студента Куличенко на швейную фабрику завезли поддоны, разместили в автомашине и прямо на них начали формировать «пакеты» из ящиков. Тут обошлись даже без автопогрузчика. Но он понадобился, когда прибыли на станцию. Подъехал трехтонный автопогрузчик, взял «пакет» на поддоне весом в 800 килограммов и... под его колесами начал проламываться пол кузова автомашины.

«Стоп! — скомандовал Куличенко. — Вот видите, — обратился он к начальнику станции, — так дело не пойдет». — «И я то же говорю, — был ответ. — Бесполезная затея». Студент улыбнулся — он еще в Москве продумал, как избавиться от такой неприятности. «А теперь смотрите». Он подтащил к машине лист железа и положил его на пол кузова. Колеса погрузчика давили уже не на одну доску, а на большую площадь. И пол легко выдерживал тяжесть. Машина была мгновенно разгружена. «Как временная мера сойдет, — сказал Куличенко. — Но тут нужны более легкие и маневренные погрузчики, например «4004». За минувшую зиму мы в министерстве добились поддержки. Такие погрузчики у вас будут. За это отвечает наша группа». Начальник удивленно развел руками...

...Все хорошо. Присланы «4004». Но как крепить ящики на поддонах? Малейший толчок, и они рассыпаются. Эти вопросы не давали покоя студенту Адаменко и его группе. Как-то ребята проходили лабазным двором, переступая через валявшиеся обломанные доски, куски проволоки, обрезки жестяной ленты. Ну вот и находка! Жестяная лента! Тут ее сколько угодно. А много ли требуется для крепления «пакета» на поддоне? Потом выяснилось, что ящики можно крепить и парой деревянных реек, и резиной, и вообще поддоны лучше делать в виде небольших контейнеров. Так была решена еще одна проблема.

Каждая группа дала что-то свое. Одна из них решала вопрос о том, какая схема размещения «пакетов» внутри вагона и на складах лучше. Другая думала над тем.

12