Техника - молодёжи 1960-07, страница 20ПЛАСТМАССОВЫЕ АОРТЫ Произошел несчастный случай. Человек, получив ранение крупной артерии, истекает кровью. Ему немедленно нужна операция. Опытный хирург сделает ее успешно: особым прибором сошьет сосуды или, если вырван целый участок аорты, вставит постоянный гофрированный протез из лавсана — новейшее достижение советской медицины. И жизнь человека будет спасена. Такие операции у нас теперь производятся нередко. Но осуществить их непросто, и не всегда нужный специалист может оказаться на месте. Первая помощь — жгут — выручит лишь на короткое время. А обычная операция, которую должен делать всякий врач, — перевязывание сосудов не дает уверенности в том, что человек останется жить, что он ие потеряет рук, ног. Где же выход? Необходимо найти более простой и надежный способ. Над этой проблемой я работали мы, студенты 1-го Медицинского института. Судя по практике и отзывам таких крупных авторитетов, как академик Петровский, решить ее нам удалось. Сейчас уже широко распространено применение пластмасс. Но не всякая пластмасса пригодна для протезирования сосудов. Мы исследо вали самые различные материалы и остановились на одном. В каждой больнице, врачебном пункте найдутся жесткие полиэтиленовые трубки какой угодно длины и диаметра. Вот с их помощью и можно сделать очень простую и надежную операцию. Перерезанная артерия надевается на концы пластмассового протеза-трубки и закрепляется. Прежде закрепление считалось проблемой. Дело в том, что в сосудах есть своя кровеносная система. Перетянешь артерию ниткой, привязывая ее к протезу, и оставшийся участок начнет отмирать. И снова жизнь человека в опасности. Как-то, делая опыт, я случайно завязал на нитке лишний увелок. И вдруг неожиданно пришла счастливая мысль — да не выход ли это? Что, если на нитке нарочно сделать несколько узелков на некотором расстоянии друг от друга и ею привязать сосуд к твердому пластмассовому протезу? Ведь тогда артерия будет прижата достаточно плотно отдельными точками к трубке и в то же время капилляры сосуда не будут перетянуты. Оставшийся свободный участок артерии не омертвеет. Многочисленные опыты показали, что догадка была правильной. Теперь новый способ протезирования сосудов стал вполне надежен. ▲. ТРОШИН, студент 1-го Московского медицинского института ЖАТКА СО СКОРОСТНОЙ КИНОКАМЕРОЙ • ••Страдная пора. Уборка. Механизато рам дорога каждая минута. Вот по полю идет одна из машин — жатка. И вдруг останавливается. Тракторист огорченно вздыхает: «Опять то же самое!». Режу щи ft механизм больше не работает: поломался нолебательный вал привода ножа. А время не ждет. Ведь хлеб еще на корню. Час простоя — и не собрано 15 — 20 центнеров зерна. На полях работают тысячи машин. Легко подсчитать, во что обходятся такие поломки. Но почему все же вышел из строя вал? Расчеты конструкторов, надо надеяться, были правильные? Да, абсо л юти о правильные. Теоретически. А на практике... Воспользовавшись скоростной кинокамерой, посмотрите, как работает режу щий аппаоат. Камера «СКС-1» дает 4 тыс. кадров в секунду. Пропустив проявленную пленку через обычный проектор со скоростью 24 кадра в секунду, мы На штих двух кадрах видно, как светлый сегмент ножа жатки переходит расчетную границу. получим замедленную съемку. И вот тут то обнаружатся любопытные явления. Ход ножа (расстояние между крайними положениями сегмента), например у жатки «ЖН-4», по расчетам должен быть 76,2 мм. Так оно и есть при медленных движениях ножа. Но при высоких скоростях (нормально нож 15 раз в секунду меняет свое направление) сегмент на какие-то ничтожные доли времени, иоторые можно увидеть лишь на нескольких кадрах. снятых скоростной кинокамерой, оказывается, «пробегает» крайние точки на целых 0 мм в каждую сторону. Итак, размах хода ножа не 70,2 мм, а 04.2 мм. Этого конструкторы не ожидали. Почему же сегмент минует на прак тине расчетные крайние положения? Причина одна — колебательный вал снручивается от громадных сил инерции, возникающих при высоких скоростях. Он работает, как пружина, не обладая достаточной прочностью и жесткостью, чего теоретически предусмотреть было нельзя. Постепенно металл «устает», он все слабее сопротивляется нарастающим динамическим нагрузкам и. наконец, вы ходит из строя. Так вскрывается дефект в работе, даже идеально рассчитанного механизма. если воспользоваться методом скоростной киносъемни. Этому методу принадлежит большое будущее. Ведь скорости современных машин постоянно растут. Динамические нагруэнн на ме талл все увеличиваются Неноторые из них даже невозможно вычислить теоретически. И тут громадную роль сыграют непосредственные исследования. Скоростная киносъемка, особенно вместе с осциллографированием процесса, отлично поможет конструктору. М. РЫСИМ, выпускник Московского института электрификации и механизации сельского хозяйства ЦВЕТНОЙ КИНЕСКОП БУДЕТ ДЕШЕВЫМ Недавно на Московском электроламповом заводе попробовали сравнить работу американской и советской цветных трубок на одном и том же телевизоре. И что же? Оказалось, наша обычная цветная трубка воспроизводит цвета гораздо лучше. Красные тона на советском кинескопе получаются более яркими, сочными, а не морковными, как на заокеанской трубке. То же самое происходит и с зеленым и синим цветом. Это, конечно, приятно. Но плохо то, что советские кинескопы пока еще обходятся в производстве не дешевле американских. Отсюда понятно, какая основная задача стоит перед производством советских кинескопов: сохранив и улучшив качество, сделать их дешевыми. В этом направлении, идет напряженная, увлекательная творческая работа. И за один только минувший год стоимость трубки была снижена вдвое. Мне тоже удалось внести в технологию ее производства ряд усовершенствований. При налаживании цветного кинескопа очень важно свести все три луча — красный, зеленый и синий — в одну точку на экране. Только в этом случае получится четкое и чистое воспроизведение цвета. Такая задача нелегкая. И вот с помошью специальной обмотки на дополнительном магните электронно-оптической системы голубого прожектора и небольшой переделки схемы питания этого магнита удалось значительно облегчить сведение лучей. Или еще... Три с половиной часа уходило на разогрев до нужной температуры большой электрической печи, которая служит для термообработки метал-ло-стеклянных деталей цветного кинескопа. Во всех точках этой массивной печи температура должна распределиться равномерно, и только тогда можно производить обработку свариваемых деталей. Время дорого, а оно уходило зря. Прибор отключал питание, когда печь, медленно нагреваясь, достигала определенной температуры. Но и после отключения тело печи продолжало еше долго разогреваться по инерции, затем начинало остывать, переходя требуемый нужный уровень. Прибор снова включал питание. На колебания вокруг необходимой температуры и уходило время. Пришлось изменить режим нагрева печи, переделав схему ее питания. Теперь сначала в печь подавался сильный ток, который быстро разогревал печь до требуемой температуры, не позволяя ей накопить много тепла в своем теле. Тепловая инерция ее стала меньше, и требуемую температуру удавалось поймать в несколько раз быстрее, а удержать легче. Это привело также к резкому сокращению брака. Цветной кинескоп осваивается в производстве шаг за шагом. 18 усовершенствований, внедренных мною за год в технологию изготовления трубки, — лишь начало большой работы Я твердо убежден, что в самое короткое время производство цветных кинескопов можно будет удешевить по крайней мере в два раза. А. БУДУЛАТЫВ, учащийся Московского электровакуумного техникума
|