Техника - молодёжи 1960-12, страница 18Проект вращающегося колеса с секциями для декораций хорош тем. что позволяет осуществлять их мгновенную смену. Драматург здесь ие стеснеи рамками ныне распространенного горизонтального круга. целины». Словно «колесо обозрения», вращающийся круг поднимал и устанавливал на сцене заранее подготовленную площадку. Макет такой декорации можно увидеть в музее имени Бахрушина. Кто видел «Егора Булычова» у вах-танговцев, помнит, что действие там разворачивается на двух этажах. Двухэтажной декорацией пользуется и режиссер Н. Охлопков в постановке «Гамлета». Театру будущего, безусловно, нужна многоэтажная сцена. Высокая техника сцены театра Советской Армии станет принадлежностью любого театра будущего. Выдвижные площадки, уходящие в люки, в «карманы», вертикальный и горизонтальный круг, другие приспособления помогут быстро менять декорации. Зрители не будут томиться а длительных полуентрактах. Кроме занавеса, во многих театрах можно б уд 01 использовать суживающуюся и расширяющуюся диафрагму, соответственно замыслу художника обрамляющую декорацию. С помощью подвижной диафрагмы легко осуществить постановки, рисующие гигантскую героику прошлого и величественные устремления людей эпохи коммунизма в космос. В театре прошлого были попытки, помимо компонентов, воздействующих на глаз и ухо зрителя, использовать гамму обонятельных ощущений. Еще в 1917 году Мейерхольд ввел в «Дон-Жуане» негритят, которые по традиции итальянской комедии масок опрыскивали зрительный зал духами. Режиссер Н. Попов, ставя «Дубровского», использовал химические средства для создания обонятельных ощущений запаха леса. На Бродвее в Нью-Йорке есть специальный кинотеатр «Аромофильм», или «Смелевижен», где демонстрация кинофильма сопровождает ся появлением в зале запахов гари, свежих плодов, аромата цветов. Использование ароматов в свое время осуждалось за натуралистичность, но нам кажется, что умелое использование ароматов не помешает, а, наоборот, поможет актеру в воплощении реалистических замыслов драматурга. Зрители ощутят дыхание весны, почувствуют запах моря, сосны и т. д. Театр будущего использует возможности развивающейся химии. «НЕМЫСЛИМАЯ» ЭСТРАДА возможно, вы сомневаетесь, может ли высокое развитие техники помочь сказать новое слово камерным жанрам. Тогда давайте заглянем на эстраду. В журнале «Техника — молодежи» ЧТО ЧИТАТЬ ПО СТАТЬЯМ ЭТОГО НОМЕРА ТАЙНЫ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ Ф. Д. БУБЛЕЙНИКОВ, Тайны Земли. Иэд-во ««Московский рабочий», 1958. Ж. БУКАР, Рельеф океанов и морей. Перевод с французского. Изд во иностр. лит-ры, 1953. Э. Р. МУСТЕЛЬ. Солнце и атмосфера Земли. Гостехиздат, 1957. «ОЖИВШИЕ КАМНИ» Г. Н. ГОЛУВЕВ. Неразгаданные тайны. Изд-во «Молодая гвардия», 1960. в этом году уже сообщалось о весьма интересном новом музыкальном инструменте, представляющем собой дальнейшее развитие терменвокса (там звуки извлекаются движением руки исполнителя). И вот перед нами эстрада, лишенная каких бы то ни было украшений. На ней появляется танцовщица. Она совершает пластические движения, воспроизводящие древние народные танцы. Параллельно раздается музыка: необычная, с «немыслимым» количеств вом тембров, могущих удовлетворить самый тонкий музыкальный слух. На сцене нет ни дирижера, ни оркестра. Быть может, это магнитофонная запись или трансляция? Нет. Танцовщица сама является и дирижером и творцом музыки, ею же исполняемой на электронном инструменте. Движение ее тела, малейшие колебания ее пальцев воздействуют на электромагнитное поле. Изменение поля преобразуется в звуковые волны нужного тембра и тона. Представляете себе, какой должна быть техника самой исполнительницы! Ей мало окончить балетную школу, она еще должна в совершенстве знать теорию музыки, гармонию и, может быть, контрапункт. А ведь такая музыка может сочетаться с соответствующим изменением цвета. В этом случае мы получим удивительную гармонию: танец — музыка — цвет (см. 4-ю стр. обл.). Развитие техники многое даст актеру, но очень многого потребует от него. Техника и облегчит игру (актеру не надо будет отвлекаться для обыгрывания мелочей нетворческого порядка) и заставит артиста тщательно раз-виввть собственные выразительные средства. Хочется побыввть в театрах будущего. Посидеть не одном из спектаклей 2001 года. Этот театр уже зреет в недрах сегодняшнего искусстве. 14
|