Техника - молодёжи 1963-01, страница 22«Сапожник, знай свои иолодкн». — Эта вершина ремесленной мудрости превратилась в ужасную глупость с того момента, когда часовщик Уатт изобрел паровую машину, цирюльник Аркрайт — прядильную машину, ювелирный рабочий Фультон — пароход». К. МАРКС «богатая страна проявляется ие столько в обладании предметами уже сделанными и освоенными, сколько в превосходстве мастерства и знания (приобретенных длительным навыком и опытом) для того, чтобы изобрести и сделать больше». Технические тетради К. МАРКСА экскаваторы, космические ракеты и атомные реакторы. Большинство с негодованием отвергнет предложение заняться проектированием валоповоротного устройства или фекального насоса. Все хотят заниматься крупными проблемами, пренебрегая мелкими. А ведь если говорить всерьез, то в современной технике нет мелких проблем. Неполадки и катастрофы чаще всего являются следствием того, что именно мелочи сделаны плохо, неграмотно, бесталанно. У нас отлично разрабатываются крупные, новые, модные проблемы и порой совершенно упускаются из виду «мелочи». Только из-за них каша продукция иногда ие выдерживает конкуренции на мировом рыике. «Я начал работать в области твхиики тогда, когда большинства из вас еще ие было на емте. Позвольте же мне поэтому дать вам небольшой совет: помнит», что вы только слуги народа, что вы должны стремиться отдавать народу лучшие силы». Т. ЭДИСОН А если посмотреть, кто разрабатывал «мелочи», то вы увидите, что это делали инженеры. Только они готовили себя к «великим делам». Попав в рабочую обстановку, они нередко прикрывают свою бесталанность сетованиями иа то, что им ие дают якобы развернуться по-иастоящему в важном деле, в решении действительно крупных проблем. За этими сетованиями трудно добросовестно, с выдумкой выполнять порученные частные задания, от которых потом и зависит успех всей конструкции, результат работы большого творческого коллектива. Даже такой фактор, как обилие рационализаторских предложений на ту или иную конструкцию, порой говорит о том, что инженеры, проектировавшие сооружение, работали спустя рукава, отнеслись к делу несерьезно, не творчески. Я не знаю, кто изобрел мясорубку, но безвестный изобретатель потрудился как следует: до сих пор никто не предложил новой идеи. Вот образец творческого решения «мелкой» проблемы. Да и вообще, не пора ли нам пересмотреть отношение к разным типам творческих инженеров. Сейчас самым почетным, самым удивительным и самым необыкновенным считается инженер, выдающий смелые, головокружительные решения «гвоздевых» проблем. Это неверно. Исследователь, способный 100 раз провести утомительные, скучные испытания ради получения достоверных, надежных данных, равно достоин уважения и наград, сколь и смелый новатор, технического прогресса ие противоположности, а дополнения! БУДУЩЕЕ СТУЧИТСЯ В ДВЕРЬ Вокруг много разговоров об искусстве художника, писателя, поэта. А давно пора учредить и искусство инженера. Да, это искусство! Изящные технические решения окружают нас. В этом искусстве даже бывают свои декаденты: иа Всемирной выставке 1899 года в Париже был представлен компактный редуктор с передаточным числом 1,00001! И, как всякое творчество, искусство инженера требует изучения шедевров, условий творчества, инженерной психологии и, если хотите, инженерной философии. Разве так уж неразрешим вопрос о создании подлинно творческой обстановки каждому инженеру: и производственнику, и эксплуатационнику, и конструктору? Разве нельзя специально выпускать знающих технику администраторов и хозяйственников? Ведь нередко бывает так, что продвижение по служебной лестнице превращает инженера-творца в администратора и хозяйственника. Не пора ли ввести регулярные конкурсы для выявления технически одаренных людей, подобно конкурсам певцов, музыкантов, актеров? Разве не пора подумать об изучении особенностей технических инженерных организаций как своеобразных творческих организмов? Совсем недавно на Пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущев говорил: «Предстоит многое сделать в области правильной организации научно-исследовательской, конструкторской, проектной работы, в области внедрения достижений науки и передового опыта в производство». Будущее стучится в дверь, и вместо бесплодных и ставших модными споров о физиках и лириках не лучше ли заняться решением проблемы инженерного творчества в целом! Масштабный эффект. Они в кертине современного •ИНЖЕНЕРНЫМ ТРУД • НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО • ВДОХНОВЕНИЕ НОВАТОРА» Иван Петрович попросил вксперимек-татора закрыть пенал так, чтобы она не видела, как вто делается. — Вы бы видели, как она сорвалась, чтобы взглянуть на его манипуляции! — рассказывал Иван Петрович. — Как вто понять? Это же самая настойчивая лю-бовнательность! Так что нелепое утверждение, будто у животных ее нет, нет в зачатке того, что есть у вас и что в конечном счете совдало науку, — не отвечает действительности! Передавая свои впечатления от занятий с обезьянами, Ивая Петрович говорил ва одной из встреч с сотрудниками — 12 сентября 1934 года: «...вся вта деятельность, когда обезьяна пробует н то, н другое, это и есть мышление в Действии, которое вы видите собственными глазами. Это есть ряд ассоциаций, которые частью уже получены в прошлом, частью на ваших глазах сейчас образуются и получаются, на ваших же глазах комбинируются иле слагаются в положительное целое, или, наоборот, постепенно тормозятся, ведут к неуспеху. Можно прямо видеть ассоциации, которые у обезьян образованы раньше в ее лесной жизин. иа ее родине... Выработанная ассоциация, с которой она пришла, — вто то, что обезьяна вти ящики ставит не где попало, а под плодом. Вы точно воочию присутствуете при образовании нашего мышления, видите все его подводные камни, все его приемы... Чем вто отличается от развития нашего ребенка, от наших изобретений? Для обезьяны задача — достать плод не палкой, и вот она на ваших глазах ©то делает путем проб и ошибок, то есть путем ассоциаций, — какой может
|