Техника - молодёжи 1963-05, страница 18

Техника - молодёжи 1963-05, страница 18

В Томске на общественных началах работает Научно-исследовательский институт высоких напряжений. В его работе участвуют 78 научных сотрудников, лаборантов, инженеров, техников. Политехнический институт предоставил л распоряжение общественников пять лабораторий. От Усть-Каменогорского конденсаторного завода и от Томского и Кемеровского знергоуправлений институт получил заказ на каскад трансформаторов переменного тока напряжением в 1 млн. в. С его помощью будут проводить испытания высоковольтной изоляции и аппаратуру подстанций.

На фото: в лаборатории высоковольтных испытаний.

г. Т о м с к

Прививки оспы, дифтерии, а в последние годы коклюша и полиомиелита почти полностью уничтожили распространение этих заболеваний. А вот надежной защиты от кори не было. И мнение, что каждый человек обязательно должен переболеть этой болезнью, укоренилось прочно и давно. В Институте эпидемиологии имени Пастера удалось создать эффективную противокоревую вакцину. Подкожная инъекция ее сообщает длительную невосприимчивость против кори. В состав препарата введен резко ослабленный вирус кори.

«Твердое осталивание» — метод восстановления автомобильных деталей. Изношенная деталь после предварительной обработки помещается в ванну с электролитом. Подключают ток, и начинается гальванический процесс. Малоуглеродистая сталь, содержащаяся в электролите, осаждается на изношенный участок детали.

Чистый воздух с запахом яблок, нагретых солнцем, врывался в машину. Мимо проносились опрятные домики, утопающие в зелени. Постепенно поселковый пейзаж сменился промышленным. Потянулись длинные корпуса цехов. Ни труб, ни гор угля не было.

— А по той ли дороге едем?

— По той, — неуверенно буркнул шофер.

— Но где же, наконец, шахта? По времени уже там должны быть.

Еще поворот... Дальше дороги нет. Все же заблудились!

Говорил, что не там свернули! Давай лучше спросим дорогу.

Шофер смутился и вышел из машины. Я взглянул на табличку, висевшую на сером, строгом здании: «Шахта 40-бис». Внизу — «Трест Донбасс-уголь». Странно. Выходит, приехали куда надо. Не управление ли это? Хоть узнаем, где, собственно, шахта.

Проходим в дверь с табличкой «Главный инженер».

— Как нам попасть на «40-бис»?

В ответ улыбка:

— Это и есть шахта.

Мы в недоумении осматриваемся. На стене прямо перед нами светящаяся схема. Справа и слева усеянные приборами и лампочками щиты.

— Производство называется шахтой больше по традиции, — замечает главный инженер. — Мы не выдаем на-горй уголь, у нас нет даже шахтеров... Не удивляйтесь, именно так. Шахта автоматизирована полностью— от добычи угля до получения газа.

— Простите, но газификация угля дело не новое. Стоит ли добывать уголь, чтобы превращать его в газ? Есть же шахты с подземной газификацией угля.

— Это разные вещи. Подземная газификация не всегда применима. Зажечь уголь под землей нетрудно, а управлять этим процессом так, чтобы он был экономически выгодным, не удается. А наш рудник организован иначе. В забоях работают мощные гидромониторы с программным управлением. Давление в их струе 1 500—2 ООО атмосфер. Разработку ведем короткими забоями, без подачи туда электроэнергии. Предварительный вруб, как и отбой, ведется автоматически тонкими струями высокого давления. Неисправности? Их устраняют сами механизмы, правда, регулярно проводятся контрольные осмотры. В шахте получаем только «полуфабрикат», пульпу — смесь угля и воды. Затем пульпа идет в газоцех и тут сжигается. Вода служит окислителем. Полученный горючий газ по трубопроводам поступает на промышленные предприятия. Часть — сжижаем и вывозим в баллонах...

— Вы говорили, что добыча в забое идет без применения электроэнергии.

— Не совсем так. Я говорил •— без подачи туда электроэнергии. Мы добываем ее там же, в шахте. Много энергии тратится, когда вода выбрасывается под огромным давлением. Часть ее идет на разрушение угольного пласта. Это полезная работа. Но немало энергии выделяется в виде звуковых колебаний. У каждого гидромонитора имеется автономный пре

образователь типа «ПЗЭ-5», в котором энергия звуковых колебаний превращается в электрическую и питает датчики, программное устройство, приборы телеконтроля.

— А не добывает ли иногда монитор вместо угля породу?

— Это исключено. Гидромонитор работает в строго определенном режиме. Отклониться от курса не позволяет «электронный мозг», у которого «вкус» неплохой: породу «видит» издалека. Положение монитора относительно угольного пласта все время контролируется датчиками. В их осно-

ШАХТА БЕЗ

А. ЩУКА, студент МФТИ

ву положено использование радиоактивных излучений. Датчик реагирует на положение машины относительно границы «уголь — порода».

Информация от датчиков поступает в «мозг», анализируется, и машине задается соответствующий «курс», автоматически меняется напор воды. Но это, все местные, так сказать, локальные проблемы. Генеральный же план работы каждого гидромонитора и вообще всех машин и агрегатов вырабатывается здесь, за этой стеклянной стеной, в диспетчерской.

— Хорошо, получили пульпу, а дальше?..

— Вы, наверное, хотите выяснить наиболее интересные подробности технологической схемы? Ну что ж... Часть угольного пласта, которую обрабатывает рудник, разбивается на отдельные блоки. Это удобно. Каждый блок в отдельности имеет самостоятельное подземное хозяйство, но все они связаны между собой единым технологическим комплексом добычи угля. Способ подготовки забоев — этажный. Это все равно, что. положить многоэтажный дом на бок. Тогда этажи-забои будут параллельны между собой. Обрабатываются забои обратным ходом.

— Как то есть обратным?

— Это значит, что делается предварительный вруб, в забой входит гидромонитор и, пятясь, разрушает пласт. Отбитый уголь самотеком по желобам, уложенным в аккумулирующих, или, проще сказать, в накопляющих, штреках, транспортируется к стволу шахты. Пульпа подается в камеру гидроподъема и углесосами откачивается в газоцех.

— Вы говорите об углесосе, трубах, желобах. Но они, вероятно, быстро изнашиваются?

— Нет! Мы еще не меняли ни желобов, ни труб, ни проекторов, ни насосов. Все это оборудование сделано из стеклопластика. Из него же делаем крепеж. Древесину больше не употребляем. Дорого и ненадежно.

Вдруг замигала лампочка, загудело.