Техника - молодёжи 1963-12, страница 6

Техника - молодёжи 1963-12, страница 6

РАСТЕНИЯМ — *ИСКРИН

„КОМПЛЕКСНЫЙ ОБЕД"

Среди документов, поданных на просмотр председателю Совнаркома в декабре 1921 года, была докладная записка заместителя наркома земледелия РСФСР т. Седельникова. Записка была посвящена торфи-Ту — легкому и прочному строительному материалу из торфа, изобретенному старшим инспектором Укрторфа С. Кислицыным. Разобрав достоинства этого материала, заместитель наркома заметил: «Попутная перспектива — использовать торф как самое дешевое и демократическое удобрение».

5 декабря 1921 года на конверте с докладной появилась резолюция

B. И. Ленина:

«Н. П. ГОРБУНОВУ:

Прошу обратить внимание, ибо автор письма человек абсолютно добросовестный.

Прошу проверить сугубо ускорение испытаний, их серьезность и быструю помощь изобретателю.

А мне позвонить в деревню результат числа ок. 13.XII не позже».

Вскоре торфит запатентовали в нашей стране и в Германии, а на «самое дешевое и демократическое удобрение» — торфотуки —

C. Кислицын и его жена получили авторское свидетельство гораздо позднее, в 1948 году.

Они раздробили и смешали торф, фосфоритную гальку и глаукони-товый песок — источник калия. Впоследствии к трем главным компонентам торфотуков Кислицыны присоединили четвертый — азот. Аммиачная селитра, мочевина, аммиачная вода или сульфат аммония, наиболее насыщенные азотом, стали непременной составной частью системы полных органо-минеральных удобрений, включающей, кроме того, азотные бактерии, окислы металлов и остальные элементы, полезные растениям. Это их полноценный «комплексный обед».

Малоценный для сельского хозяйства сам по себе, торф-коллоид обнаруживает чудесные свойства в сочетании с минеральными солями Он придает удивительную устойчивость и сохранность торфотукам, ко торые не отсыревают, не слипаются, не теряют питательных веществ даже если подолгу лежат на открытом воздухе под навесом. Влажность их незначительно колеблется в зависимости от погоды.

Торф, образно говоря, — многоэтажная цистерна. Поглощая влагу, он удерживает большое количество воды в верхнем «этаже», а когда перенасыщается, неохотно пропускает ее в нижние. Минеральные удобрения, наоборот, растворяются в воде — слеживаются в уродливые глыбы, расплываются, теряя питательные вещества.

Зато в комбинации торф и минеральные удобрения приобретают весьма ценные качества. Хорошо удерживая влагу и питательный раствор, торфотуки неплохо сохраняются даже в засушливых районах, где обычные минеральные удобрения быстро высаливаются.

Состав органо-минеральных смесей не постоянен. Разработано 9 номеров органо-минеральных удобрений, рекомендуемых для тех или иных почв. Кроме того, эффективность применения торфотуков зависит от метода внесения в почву. Еще в 1936 году агроном В. Клеваний доказал, что наибольший эффект дает внесение удобрений тремя порциями.

Половину удобрения Клеваный вносил осенью, под глубокую вспашку, вторую половину — весной: четверть нормы под культиватор, с семенами, и четверть при бороновании. Трехразовое сезонное внесение торфотуков на разную глубину вдвое с лишним увеличило урожай сахарной свеклы сравнительно с разовым внесением во время пахоты.

Питательные вещества располагаются при этом тремя ярусами. Сначала вводятся в действие находящиеся внизу, медленно реагирующие фосфор, азот, калий, пока идет прорастание семян и кущение. Вещества среднего яруса — окислы бора и прочие микроэлементы — способствуют формированию укрупненного, тяжелого, насыщенного белками плода и надежно закрепляют наследственные признаки. Выведенные селекционерами новые виды сельскохозяйственных культур приобретут в это время биологическую стойкость в поколениях. Соединения верхнего яруса, в том числе аммиачную селитру, растения получают без задержки в последний период развития, требующий усиленного питания.

Особенно выгодно применять торфотуки в виде зернышек — в гранулах, которые при внесении их непосредственно под корни растений по своим показателям превосходят торфотуковую смесь.

В 1936 году Е. И. Кислицына приготовила торфонавозные гранулы и заложила в пруд, под водоросли, поедаемые зеркальным карпом. Оказалось, что гранулы цепко держат азот, 85% которого при хранении и разбрасывании навоза в поле улетучиваются. Шесть научно-исследовательских институтов, около тысячи колхозов, агрохимических лабораторий, МТС испытали торфотуки на Украине и в РСФСР В массовых опытах непосредственно участвовали академики Д. Прянишников и А. Душечкин. Даже на бедных подзолистых почвах урожаи пшеницы, овса, картофеля и технических культур повышались в 1,5—2 раза. Вот почему сейчас надо большое внимание уделить применению на полях «самого дешевого и демократического удобрения».

ПОЧВА—КОРНИ—УРОЖАЙ

Горсть земли, вынутая из борозды... Невзрачный грязный иомон, а видели бы вы, наи любовно держат его шершавые мозолистые пальцы хлебороба! Еще бы: это кусок той самой земли, которая дает нам пищу, одежду, тепло, свет. Разотрите землю — вы увидите, что она состоит из мелких рыхлых крупиц. Зазоры между комочками — своеобразные склады воздуха и воды, необходимые для жизни растений. Мириады маленьких «насосов» — пор и капилляров — подают воду к самым корням растений. В зависимости от формы и величины почвенных комочков различают ЗЕР-Н ИСТО-КОМКОВАТУЮ, ОРЕХОВАТУЮ, ГЛЫБИСТУЮ» СТОЛБЧАТУЮ, ЛИСТОВАТУЮ, ПЛАСТИНЧАТУЮ, ПЛИТ* ЧАТУЮ структуру почвы. Каждой почве отвечает своя структура: ЧЕРНОЗЕМУ — комковато-зернистая, СОЛОНЦУ — столбчатая, ореховатая или глыбистая, ПОДЗОЛУ — пластинчатая. От типа структуры зависит ВО, НЫЙ, ВОЗДУШНЫЙ, ТЕПЛОВОЙ режим почвы. Структура во многом определяет «благосостояние» растений. Но и сами растения активно воздействуют на почву, особенно многолетние — бобовые и злаковые. Обогащая ее одними веществами, они отнимают у нее другие. Управлять деятельностью подобного «обменного пункта» позволяют правильные СЕВООБОРОТЫ. Многие насекомые, дождевые черви улучшают структуру почвы: словно маленькие подземные плуги, они неутомимо рыхлят даже слежавшийся целинный пласт. А выделяемая ими слизь обволакивает комочки пленкой, способствуя сохранению зернистости. Живут в почве и черви-вредители (например, нематоды). Эти маленькие «Гаргантюа» пожирают корни живых растений. А МИКРОФЛОРА? Ничтожны размеры бактерий, однако роль их огромна. Крошечные, ио умелые кулинары, они из простых неорганических полуфабрикатов (например, азота) готовят сложные «блюда» — химические соединения, легко усваиваемые корнями. Другие бактерии, как заправские пивовары, заведуют «брожением» — точнее, гниением умерших животных и растений, готовя из них пищу для живых корней.

Прокалите горсть земли в тигле. Вы увидите, что часть вещества улетучится — это ПЕРЕГНОЙ (полусгнившие останки животных и растений). На дне тигля останутся главным образом окислы кремния (песок) и алюминия (глина). В меньших количествах в минеральном остатке присутствуют другие элементы и их соединения. Разумеется, не только количество перегноя определяет плодородие почвы. Если почва глиниста и содержит много натрия и магния, она частенько превращается в однородную слитную массу. Талые воды и дожди переувлажняют ее — почва «заплывает». Растениям в ней не хватает воздуха, так как все поры затоплены водой. При просыхании она трескается, рас-падаете* на глыбы, безжалостно разрывая корни. Приходится прибегать к МЕЛИОРАЦИИ, то есть улучшению свойств почвы. Это достигается путем ИРРИГАЦИИ (орошение), ОСУШЕНИЯ, РАССОЛОНЦЕВАНИЯ, МУЛЬЧИРО-ВАНИЯ, то есть нанесения искусственных покрытий на почву для улучшения водно-воздушного и теплового режима.

И, уж конечно, нам не обойтись без удобрений.

Неразумно обрекать корни на беспорядочное «самообслуживание», когда растение вынуждено питаться одним лишь «подножным» кормом. Почвенное меню не только «витаминов» — МИКРОЭЛЕМЕНТОВ (кобальт, медь, цинк и т. п.), но и необ-ходимеиших «блюд» — азота (N), фосфора (Р), калия (К). Целесообразней организовать дополнительное питание растения МАКРО- и МИКРОУДОБРЕНИЯМИ, а если нужно, то и строгую диету, чтобы не перекармливать растение*

игДДиуОЧВЛпЭ1?и^РлЖжиых ФИЗИЧЕСКИХ, ХИМИ-ЧЕСКИХ и БИОЛОГИЧЕСКИХ процессов, от которых зависит в конечном счете изобилие сельскохозяйственных продуктов. Единого рецепта плодородия не было и нет. Идет ли речь о МЕЛИОРАЦИИ, борьбе с ЭРОЗИЕЙ. КОНСТРУИРОВАНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ мЖ ШИН, МАКРО- и МИКРОУДОБРЕНИЯХ, СЕВООБОРОТАХ — всегда нужно учитывать тысячи самых различных факторов, от которых зависит состояние почвы. Это немыслимо без тесного содружества ученых, инженеров, практиков. к

Только люди, вооруженные современными знаниями, способны создать, «построить» плодородную почву и тем самым заложить фундамент коммунистического изо-

Сколько увлекательных проблем раскрывает прозаический комок земли перед внимательным взором настоящего исследователя! Проблем не менее интересных и значительных, чем освоение космоса и покорение атома. Глубоко в землю уходят корни, питающие растение живительными соками. Но еще глубже проникают в жизнь наших физических, химиче-сиих и биологических лабораторий корни науки плодородия.

Эта наука ждет нового пополнения.

4