Техника - молодёжи 1965-06, страница 37В. КРИТСКИЙ то необычная книга. У нее нет кон-^^ ца. За последней (восьмисотой) страницей текста — тысячи незаполненных. Каждый год вписывает новую строчку. Каждое тысячелетие — страницу. На восьмисотой странице убористый шрифт перемежается красочными иллюстрациями. Дымные трассы космических ракет... Призрачное мерцание сигнальных глазков на пультах электронных устройств... Жаркое дыхание ядерных реакторов... Это нынешний век. А в самом верху страницы — грозное великолепие средневековых рыцарских доспехов. Давайте будем листать книгу, только чур — от конца к началу. Уже с предыдущей страницы начнутся пропуски, многоточия... Легкие линии античных храмов... Массивные египетские пирамиды... Глиняные таблички с клинописью. Бронзовые мечи... Перевернуто всего семь страниц, а какой резкий контраст! Вместо плотного набора — редкие одинокие строчки. Вместо богатой палитры красок — контурные черно-белые рисунки. Мы вступили в эпоху неолита (позднекаменного века). Дальше пойдет мезолит (средний каменный век), потом — палеолит (древний каменный). И все эти сотни страниц вплоть до первой, где значатся всего два слова: «Появление человека», — покрыты многоточиями. За каких-нибудь десять-двенадцать тысяч лет человек прошел путь от каменного топора и чадных костров до космических полетов и «думающих» машин. А раньше? Неужели человек все это время пребывал в состоянии умственной летаргии? Как же ему удалось тогда превратиться из обезьяноподобного, питекантропа, в «гомо сапиенс» — «человека разумного»? Получается, будто какой-то непонятный толчок вдруг пробудил дремлющий мозг человека, и за ничтожный — в сравнении с этими сотнями тысячелетий — срон наши пращуры совершили поистине стремительный рывок вперед! Прямо-таки потрясающая диспропорция в исторических темпах, не правда ли? Но разве нельзя предположить, что эту дисгармонию в динамику эволюционного процесса внесли сами авторы нашей «книги» — археологи? Что, если первобытный человек был не таким уж примитивным? Давайте разберемся во всем по порядку. СТРАНИЦОСКОЛКИ ЛЕГЕНДАРНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИИ Они равнодушно смотрели вдаль недвижными глазами. Казалось, толстые губы великанов чуточку искривлены гримасой досады на тех, кто потревожил их многовековой сон среди непроходимых джунглей Центральной Америки. А люди, зачарованные гипнотизирующим взглядом этих каменных глаз, сами застыли, словно изваяния, не в силах оторваться от удивительной находки... Разбросанные там и сям, глубоко вросшие в почву, сколько веков или тысячелетий стоят эти исполинские человеческие головы? Чья искусная рука высекла их из базальта — крепчайшей горной породы? Целый рой недоуменных вопросов смутил душу археологов, когда те лет тридцать назад набрели на сонное царство каменных великанов. С тех пор удалось установить, что изваяния появились в первом тысячелетии до нашей эры. Их творцами были не ацтеки, не толтеки и не майя — известные нам аборигены Американского континента. Талантливых каменотесов дали более древние племена ольмеков, о происхождении и культуре которых почти не осталось никаких сведений. Непонятно, каким путем ольмеки, не ведавшие о принципе колеса и качения, транспортировали двадцатитонные глыбы трехметровой высоты от залежей базальта, расположенных в 100 с лишним километрах? Как мог добиться столь высокого совершенства народ, стоявший на самых изначальных ступеньках мексиканской культуры? Почему, наконец, древний скульптор задумал головы как самостоятельное целое — без малейшего намека на сочленение с туловищем? Эта загадка ждет еще пытливых исследователей. Не менее поразительны «экспонаты» Коста-Рики — громадные каменные шары. Отклонение от идеальной геометрической формы у них не превышает 2—3 сантиметров, хотя диаметр некоторых сфер достигает 2,5 метра. Такая точность обработки доступна не каждому мастеру и в наше время. Но странное дело: поблизости нет и в помине ка-ких-либо инструментов, совершенно необходимых для столь тонкой, я бы сказал, прецизионной работы! Несколько завершающих штрихов этой поразительной тайны: если базальтовых голов «имеется в наличии» не более двух-трех десятков, то шаров — многие сотни. Причем они расположены не хаотично, а намечают собой контуры гигантских треугольников. Более того, некоторые из шаров кто-то вкатил на высочайшие горные вершины... м Десятилетиями ломали головы археологи над загадкой Стоунхенджа. Элентром-ный мозг разгадал ее за 12 часов.
|