Техника - молодёжи 1965-07, страница 37СОВЕТСКИЙ ЛИТЕРАТОР-ЛАУРЕАТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕМИИ 1958 году на прилавках наших ма-газинов появилась книга со скромным названием «Энергия атома». Книга полюбилась читателю и по достоинству получила первую премию конкурса Министерства просвещения РСФСР по научно-популярной литературе для детей и юношества. Много книг написано на атомную тему. Инженеры, журналисты, писатели, физики брались за перо, чтобы рассказать и о сложнейшей науке ядерной физике и о том, что несет людям освобождение энергии атома. Кириллу Александровичу ГЛАДКОВУ это удалось, пожалуй, лучше многих. Дело в том, что он и инженер, и литератор, и физик, и журналист. Глубокое знание предмета, скрупулезная научная добросовестность — вот что сделало «Энергию атома» поистине энциклопедичной — это комплекс знаний по ядерной физике и атомной технике. В то же время книга публицистична, она убеждает нас в неистощимости природы, в силе человеческого разума и в мощи созидательных сил человечества, борющегося за мир! И вот в этом году книга Кирилла Гладкова получила международную премию «Красное и Зеленое», присуждаемую Ассоциацией средних учебных заведений Бельгии. Из 20 произведений авторов десяти разных стран жюри выбрало «Энергию атома» Кирилла Гладкова. Выбрана она за глубокое содержание и гуманистические идеи. Это победа всей советской научно-художественной литературы, славной своим гуманизмом! Поздравляем научного редактора журнала «Техника — молодежи» Кирилла Александровича ГЛАДКОВА, пер* вого советского лисател*-популяризато~ ра, ставшего ЛАУРЕАТОМ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕМИИ! о том, как создается искусство». Критики и не подумали последовать совету, предпочитая благодушно существовать в литературоведческих традициях конца прошлого и начала нынешнего века! Писатели, избравшие полем своей деятельности труднейшую область прозы — популяризацию научных и технических знаний, должны выделить своих критиков, своих теоретиков, понимающих, что «научное мировоззрение, проникнутое естествознанием и математикой, есть величайшая сила не только настоящего, но и будущего» (Вернадский). Эта сила и обеспечит научно-популярным или научно-художественным произведениям — не будем спорить о названиях — первое место в советской литературе. в одном СТРОЮ Д. И. ЩЕРБАКОВ, шшшшшшяшшяяшяяшшшшяшшшяж академик Яне знаю сил более плодотворных, более способных воспитать в человеке социальные инстинкты, чем силы искусства и науки, — писал Горький. — Рядом с естественными науками и не менее — если не более — могучим средством воздействия на разум и волю человека служит художественная литература». Великий писатель находил много общего между литературой и наукой не только в целях, но и в методах творчества. Он указывал, что основную роль в работе и литератора и исследователя играют наблюдение, сравнение, изучение. Художнику, так же как и ученому, необходимо обладать воображением и догадкой-«ин-туицией». Великий Гёте был выдающимся для своего времени ученым- натуралистом. В новелле шведского писателя Августа Стриндберга «Угрызение совести» писателем впервые выдвинута идея о возможности добывать азот из воздуха. А романы знаменитого геолога В. А. Обручева? А повесть О. Бальзака «Поиски абсолюта», где задолго до открытия гормонов высказаны идеи о железах, управляющих нашими эмоциями? Сознавая родство жанров, их слитную силу воздействия, А. М. Горький убеждал, что «в нашей литературе не должно быть резкого различия между художественной и научно-популярной книгой». Научно-популярная книга должна вызывать у читателя раздумья, живую мысль, воодушевлять его на новые поиски в труде и творчестве. Это задача, конечно, не простая, она требует не только умения пересказать данные науки, но и литературного мастерства и опыта. Горький это хорошо понимал и поэтому настойчиво рекомендовал «организовать тесное сотрудничество литературы и науки». Но до сих пор, к сожалению, не осуществлена замечательная горьков-ская идея о создании в ССП групп литературы и науки. В одном строю, нога в ногу должны шагать мастера слова — писатели и популяризаторы. Короче, говоря словами А. С. Пушкина: «Да здравствуют музы! Да здравствует разум!» Я-ЗА СОДРУЖЕСТВО Щаука вошла сейчас в быт миллионов ■■людей, и общество хочет знать, куда идет сама наука и к чему она приведет общественное развитие. Взгляд на тематику литературного труда не может оставаться неизменным. Мне кажется, теперь настало время, когда научные поиски, а также популяр- БОЛЬШЕ КНИГ О НАУКЕ, УЧЕНЫХ, ОТКРЫТИЯХ IS каждом большом научном откры-тии — отражение эпохи. Часто за ними стоит борьба, нередко драматическая, и всегда жизнь общества, жизнь ученого, неповторимые особенности его характера, опыта, психического склада. История творится массами, наука — учеными. Даже когда работает коллектив ученых, личные особенности играют исключительную роль. Ученый — тот, кто раскрывает новое, неизвестное. Значит, у каждого — свое острое видение, к которому он подготовлен своей жизнью. Есть, конечно, и много общего у ученых. В наше время приобретает большую важность изучение психологии научно-технического творчества. Этим пока занимаются мало, но многие у нас и за рубежом понимают значение этой проблемы. Для настоящего писателя здесь благодатное поле деятельности, которая обогатит искусство и необходима науке. С. Р. МИКУЛИНСКИЯГ, заместитель дирентора Института истории естествознания и техники АН СССР, доктор биологических наук ное изложение их результатов заслуживают включения в орбиту художественной литературы. Очень важно, чтобы ученые и писатели чаще работали над совместными статьями, брошюрами, книгами. Это содружество должно выработать новые художественные формы, близкие задачам пропаганды науки. Б. ГНЕДЕНКО, академик УССР 33
|