Техника - молодёжи 1966-03, страница 18

Техника - молодёжи 1966-03, страница 18

>

Сейчас, когда вокруг нас появляется все больше машин, приборов, пластмасс, искусственных тканей, синтетических строительных материалов, у многих складывается порой искаженное представление о значении минеральных природных ресурсов. Приходится даже слышать, что в будущем все будет получаться синтетическим путем и необходимость в тех или иных рудах и минералах попросту отпадет.

Это совершенно неверно. Какие бы открытия ни делались в технике, развитие индустрии всегда было и остается связанным с добычей минерального сырья. Металлургия полностью, а химическая промышленность, электроэнергетика, производство строительных материалов больше чем на 3U зиж-

страны, в котором за годы семилетки обнаружено 47 крупных месторождений нефти и газа. Уже начато промышленное освоение этого богатейшего района.

Поиски и разведка нефти и газа ведутся дальше на востоке — в Иркутской области, на реке Лене, в Вилюйской впадине.

А Средняя Азия — Каракумы, Кызылкум? Разве' старыми методами, со старой техникой, передвигаясь с караванами верблюдов, можно было бы доказать, что под песками этих пустынь лежат крупнейшие по запасам месторождения природного газа? А сейчас голубое топливо идет отсюда на Урал, в Ташкент. Начато строительство крупнейшего в мире (более 3500 км) газопровода Средняя Азия — Центр.

ГЕОЛОГИЯ

дятся ив минеральном сырье. От качества и количества разведанных запасов полезных ископаемых всегда будет зависеть развитие промышленности.

I/сожалению, в литературе и в кино геологов изображают иногда этакими путешественниками, которые бродят по степям, лесам и горам и ищут выходы руд или их признаки на поверхности. Если «повезет», тогда геологи бурят скважины, проводят канавы и шурфы, чтобы вскрыть и изучить месторождение.

При таком взгляде на геологию, на поиск полезных ископаемых роль техники кажется очень незначительной. Но подобные представления соответствуют скорее уровню развития геологии в прошлом столетии, чем сейчас. Достаточно сказать, что советские геологи за год переворачивают горной массы больше, чем весь объем земляных работ на строительстве какой-либо из крупных гидроэлектростанций. Суммарная длина разведочных скважин, пробуриваемых в нашей стране в течение года, вдвое превосходит диаметр земного шара. Причем в Баку, на Украине, Северном Кавказе, в Узбекистане бурением нефтяных скважин в А—5 км никого уже не удивишь. В Северном Прикаспии бурится скважина, достигшая глубины 6 км, а в Баку ведется уже бурение на 8 км.

Таким образом, в сферу геологического изучения вовлечена уже не только поверхность земли, но и земная кора на глубине 4—5 км. Ведется подготовка к штурму глубин в 10—15 км, к достижению так называемого слоя Мохоро-вичича.

Надо ли объяснять, что подобные масштабы геологических работ немыслимы без оснащения геологов новейшей буровой техникой, современными средствами- транспорта, мощными источниками энергии? На разведкеполезных ископаемых в нашей стране используется более 200 тыс. единиц различных машин. На разведке занято свыше. 12 тыс. буровых станков, позволяющих геологам проникать на глубину 3—i5; км. Каждый такой станок — это целый завод, завозимый подчас в труднодоступные места тундры, тайги, пустыни.

BE: распоряжении геологов около 8 тыс. передвижных элек-/ тростанций, вырабатывающих более' 1 млрд. квт-ч электроэнергии в год, около 60 тыс. автомашин, вездеходов, тягачей, транспортеров; геологоразведочные работы обслуживают сотни самолетов и вертолетов.

Геологи * выходят теперь в такие районы, недоступность которых столетиями не давала начать поиски там минеральных сокровищ.

Чем, например, была раньше Западно-Сибирская низменность? Огромным краем непроходимых болот, тайги и тундры. Теперь благодаря усилиям геологов и применению новой техники это крупнейший нефтегазоносный бассейн

А. СИДОРЕНКО,

ШМинистр геологии СССР, ■ член - корреспондент А Н С С С Pi

Центрально-Черноземные области Европейской России издавна считались безрудными. Глины, пески, мелкие месторождения бурых железняков — вот и все минеральные богатства этих районов. Геологи заставили пересмотреть эти представления. Разведанные запасы руды в Михайловском и Лебединском месторождениях Курской магнитной аномалии уже дают ежегодно миллионы тонн высокосортной железной руды. Геологи идут дальше в своем поиске: в Воронежской области обнаружены никелевые руды, ищут бокситы, открыта кимберлитоввя трубка — один из благоприятных признаков наличия алмэзов. А ведь все эти богатства находятся на глубине, под мощным чехлом песков, мела, глин.

Опираясь на могучие технические средства, используя возможность проникнуть на недосягаемые ранее глубины, геологи смело пересматривают существующие представления о нефтегазоносное™ и рудоносности многих, казалось бы, давно обжитых и исследованных районов страны.

Нефтеразведочные вышки появились в Прибалтике, в Калининградской области, на Ярославщине. И везде скважины даАи' признаки нефти. Скоро начнется бурение глубоких скважин и в Московской области.

' Творческий подход к геологическому поиску в сочетании с широким использованием техники подтвердили новые взгляды на металлоносность Украины, Кавказа, Средней Азии. Кроме ранее известных на юге месторождений железа, у г. Жданова, рядом с заводом «Азовсталь», открыты крупные залежи железных руд. Обнаружены месторождения золота в Армении, меди в Грузии, цинка в Азербайджане. Найдено золото в Кызылкуме, олово в Киргизии.

Однако связь геологии с техникой не ограничивается только применением машин и приборов в изучении минеральных богатств земли. Не менее важны обратные связи: геологические открытия коренным образом влияют на развитие техники и изменяют географию размещения промышленности. Геология и техника тесно связаны и взаимно обогащают друг друга.

Геология создает сырьевую базу для развития промышленности, но роль ее не так пассивна, какой на первый взгляд может показаться роль поставщика сырья. Когда после второй мировой войны встал вопрос о развитии атомной промышленности, научные основы которой были уже полностью разработаны, многие считали это дело бесперспективным только из-за того, что уран относился к редким элементам, встречающимся лишь в месторождениях малых масштабов, с крайне ограниченными запасами. Тогда судьба атомной промышленности находилась в прямой зависимости от того, удастся ли выявить месторождения с достаточными запасами урановых руд. Г еологи успешно решили эту трудную задачу. Казавшийся весьма редким элементом, уран

14