Техника - молодёжи 1966-07, страница 12

Техника - молодёжи 1966-07, страница 12

Вес башни через десять опор передается на кольцеоЬраз-ный фундамент шириной 9,5 м, уходящий в глубину на 4,65 м. Этого кольца достаточно, чтобы распределить вес башни на грунт. Однако, кроме кольцеобразного, у телебашни есть еще один фундамент, стоящий в центре кольца. На него опирается центральный 60-метровый «стакан», не связанный жестко с оболочкой башни, в котором располагаются !1ифты. Центральный «стакан», а вместе с ним и его фундамент несут нагрузку от части междуэтажных перекрытий. Зачем нужна такая конструкция? Она позволяет передать на грунт различное давление. В первые годы эксплуатации башня будет оседать. Равномерная осадка сооружения — вещь обычная и никого не пугает, но в том-то и дело, что от разных давлений осадка может быть разной. Чтобы эта неравномерная осадка происходила безболезненно, оболочка башни и ее центральный ствол — независимые конструкции. Единая железобетонная плита должна была бы обладать значительным запасом прочности, и потому такой фундамент был бы намного мощнее и дороже.

Железобетонная часть башни — это многоэтажное высотное сооружение. На 13 этажах опорного конуса разместятся телевизионные передатчики и другие службы телецентра. Четыре скоростных лифта способны поднять 56 человек за 80 сек. на самую высокую смотровую площадку. Четыре смотровые площадки, всего на 600—800 человек, и ресторан, в котором могут разместиться одновременно 240 человек, удовлетворят любопытство туристов. И наконец, венчает сооружение серия телевизионных антенн, для которых, собственно, и возведено это уникальное сооружение.

Колебания вершины башни могут привести к растягивающим напряжениям в бетоне, и в нем могут появиться трещины, от которых корродирует арматура и снижается прочность сооружения. Чтобы избежать их появления, бетон должен быть предварительно напряжем.

Внутри ствола, вне стен башни, будут натянуты стальные высокопрочные тросы. Эта стальная арматура пройдет от опорного конуса башни до ее вершины.

В нижней массивной части башни будет наибольшее число прочных тросов-канатов. С высотой число канатов умень шается. Для крепления их на различных высотах установлено несколько железобетонных поясов. В них заделываются концы канатов. В общей сложности в опорном конусе соберется 150 тросов, скелет сооружения (около 4000 проволок). Здесь мощным гидравлическим домкратом с колоссальным усилием будет натянута эта арматура.

Бетон башни окажется сжатым с силой 10 тыс. т. Настолько велика эта сила, что бетон начнет сжиматься, или, как'принято говорить, «ползти». Такая усадка будет совершаться медленно. По мере укорачивания башни и ослабления натяжения проволок напрягаемая арматура будет время от времени подтягиваться, пока усадка бетона не прекратится. А прекратится она через год-два. И многочисленные посетители, еозможно, не будут подозревать о том, что башня чуть-чуть укорачивается и что стальные струны все подтягиваются и подтягиваются.

Башня возведена примерно на 350 м. Ее ствол, увенчанный защитным колпаком самоподъемного агрегата, уже стал деталью московского пейзажа. Пройдет еще немного времени, и башня будет закончена. Московское небо пронзит тонкая железобетонная игла.

СТУДИИ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ

ганФЕРЕнц-зы

АНАТОМИЯ

ТЕЛЕВИЗИОННОГО

КОМПЛЕКСА

Скелет можно сказать о здании для студий,

которое возводится неподалеку от «Большой иглы»?

Площадь его помещений в пять раз больше доброго десятка зданий существующего Шаболовского комплекса. И размещаются все эти режиссерские, артистические, редакторские, склады Для хранения декораций, дикторские студии и телестудии, гримерные, всевозможные мастерские в одном здании.

Его прочности может позавидовать не только любой производственный корпус, но и транспортное сооружение. Тяжелая машина, груженная декорациями гастролирующего театра, без всякого риска поднимется по наклонному пандусу на второй этаж, где находятся студии. При необходимости машину с декорациями можно и просто поднять на 10 м, туда, где на втором этаже расположены студии. Для этого предусмотрен пятитонный лифт. В его кабину может свободно въехать груженая автомашина.

Шум этого «промышленного центра», разумеется, не будет сопровождать телепередачи. Каждая из студий находится как бы в отдельном здании, встроенном в главный корпус. Коробка в коробке! У каждой студии свой фундамент, свои стены, свой потолок (он подвешен к балкам перекрытия иа металлических пружинах, гасящих вибрацию).

Ни в одном помещении, будь то артхстиче-Легкие екая, где актеру необходимо сосредоточиться, войти в роль, или студия, где производятся съемка очередной передачи, ияи редакторская, где рождаются и отрабатываются новые замыслы, нет открывающихся окон. Вместе с воздухом через открытые окна врывался бы шум улицы. Вентиляция с кондиционированием воздуха состоит из 300 независимых систем. Густая паутина воздухопроводов пронизывает все тело этого колосса, доводя чистый, освежающий воздух до каждой комнаты.

А чтобы Шум от работы вентиляторов никого не беспокоил и чтобы вообще о существовании вентиляционной системы можно было догадаться только по неизменно чистому воздуху в помещениях, инженерам пришлось лоломать голову. Относить вентиляторы далеко — надо прокладывать дорогие каналы. А если расположить их близко — они будут мешать своим шумом. Решение было простым. Вентиляторы подвесили под крышей. Ее вибрация, смягченная амортизаторами, никого не пугает.

Ураганный шум воздуха в вентиляционных каналах гасится в сотовых коробках — глушителях, обтянутых сверхтонкой синтетической пленкой.

Мозг великана — это миллионы полупровод-Моэг Никовых приборов. Блок контроля следит за работой всех узлов электронных передающих систем. Большинство передач консервируется в «клетках электронной памяти» — записи не видеомагнитофоны. Сидящий у телевизора зритель не будет, например, подозревать, что программу ведет небольшая перфокарта, управляющая работой телекинопроекторов и видеомагнитофонов.

Исчезнут затянутые заставки. Зритель больше не увидит напряженного лица и застывшего взгляда Диктора, ожидающего сигнала о начале или об окончании передачи.

Программирование, однако, будет использоваться не только на заключительном этапе передачи. В процессе подготовки и во время репетиций уточняется и программируется работа осветительных установок. Теперь дистанционно управляемые подвески будут сами включаться, а лучи их прожекторов будут автоматически следить за перемещающимися по студии актерами,

8

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Ползающий домкрат

Близкие к этой страницы