Техника - молодёжи 1967-10, страница 15

Техника - молодёжи 1967-10, страница 15

Лунный глобус, созданный на основании снимков обратной стороны планеты... Вымпел, заброшенный на Венеру... Спутник связи «Молния»... И наконец, космические корабли «Восток»,

Сегодня можно рукой прикоснуться к этим реликвиям, а ведь во времена Циолковского прикоснуться к ним даже разумом казалось событием невероятным, невыполнимым.

Рядом с блистательным созвездием спутников, словно вырвавшаяся из фантастических романов, плоская чечевица — «летающая тарелка» — своеобразный кинозал, дающий ощущение космического полета растерянному и растроганному зрителю. Тугими ремнями привязывается гость к креслу космонавта. Стремительный поток изображений обрушивается на него. Вздрагивающее, качающееся кресло, шум ракетных дюз, спиралевидные туманности, проносящиеся перед глазами, — все это создает необыкновенное ощущение невесомости и полета. Часами сидят посетители возле этого умного аттракциона, чтобы получить незабываемые ощущения космонавта, покидающего планету.

Я вспоминаю все, ставшие привычными для нас, названия спутников и ракет. Но когда на мгновение, хотя бы мысленно, представляешь себе путь, по которому человеческий разум пробился до их создания, путь роста и развития промышленности, химии, медицины, невольно начинаешь удивляться, сколько впрессовано в это 50-летие сил, воли,знания и целеустремленности!

Но ведь главное — в той, ни с чем не сравнимой, потенциальной мощи, которой обладает социалистическая наша страна.

Эта мощь заключается в том, что наше молодое государство своим существованием, динамизмом своего развития способно дать ответ на любой вопрос, встающий ныне перед Человечеством. Даже на тот вопрос, на который зачастую не могут ответить пророки и апостолы старого мира.

Мы в тематическом павильоне «Человек —• машина — прогресс». Это один из пяти общих павильонов, которые взяли на себя нелегкую задачу раскрыть сущность основных процессов, происходящих в середине XX века на «Земле людей». Ржавые конструкции здания специально обнажены. Что стоит покрыть их антикоррозийным лаком? Нет, железо встает в своей непрочной наготе: ржавые пятна у входа должны еще более беспощадно подчеркнуть значение железного века, в который мы живем. Внутри павильона настолько четко и талантливо придумана экспозиция, что всем своим существом она как бы противостоит наготе проржавленного железа.

На черном бархате — белые-белые машины. Белый мотоцикл и музыкальная труба, белая швейная машина и тоже белый сверхсовременный гоночный автомобиль «Альфа-Ромео»,

«Если раньше форма машин и механизмов определялась характером материалов, сегодня мы можем создавать любые предметы, любых форм и назначений», — гласит надпись. И вот мы вступаем в мир, как бы раскрывающий таинство сегодняшнего производства. Над головами проплывают, как лебеди, кузова гоночных автомобилей — это конвейер. Вот опять-таки белый, автоматический станок со специальной программой, записанной на магнитную Ленту. На протяжении 40 мин. станок вершит чудеса автоматики. Он умен, как мастер, он точен, как часовщик, он элегантен, как художник. Чудо XX века на черном фоне выставочного бархата.

Автоматы, способные различать обрабатываемые предметы по цвету, по форме. Еще одна «сверхумная» машина, сама выбирающая в шкафу инструмент для обработки сложнейших деталей. Машина, которая действует с помощью фотореле, почти на ощупь...

И наконец, как завершение этого конвейера эволюции сегодняшнего автоматизма, перед глазами встает самое невероятное детище века кибернетики.

Сквозь все пять этажей павильона белый обелиск пронизывает перекрытия. Это вздымается дышащий, щелкакзщий,

вспыхивающий электросваркой завод-автомат по производству телевизоров. Скользят по его белому телу конвейеры с печатными схемами будущих аппаратов. На них накладываются коробки и блоки транзисторов. Паутина разноцветных проводов оплетает конструкцию. Снизу вверх и сверху вниз тянутся отдельные ветви этого металлического дерева, на

стволе которого рождаются .

самые модные плоды на- Фото автора

шего времени.

Затаив дыхание ты смотришь на этот необычайный и поразительный автомат: «Неужели такое уже существует?» И только потом, когда глаз уже пресыщен зрелищем и начинает действовать разум, ты вдруг понимаешь «"— тебя талантливо обманули... Нет, такого станка еще не создано, хотя и стоит на нем демонстративно марка фирмы «Нишку». Это только макет. Только желаемое, выданное за действительное.

«Куда же идет прогресс сегодняшней автоматизации?» — возникает вопрос. Но тщетно найти ответ на него в павильоне. Павильон лишь спрашивает и спрашивает у посетителей. Расширит ли автоматизация горизонты или загонит нас в узкую специализацию? Во что обходится стоимость прогресса? Сможет ли человек и в дальнейшем управлять сложнейшим процессом саморазвития машин? Десятки и десятки вопросов..,

Загнанный в угол их потоком, сидит, стиснутый машинами, сутулый, с недоверчивым взглядом кибернетический человек — робот XX века. И он словно не может найти ответа.

Только у нас, в Советском павильоне, со всей четкостью и ясностью мы отвечаем на такие вопросы.

Почему нас не пугает стремительный процесс механизации, не пугает безработица, не пугает угроза машинной цивилизации? Да, вероятно, потому, что вся система социалистического производства не только в состоянии переварить эту проблему, но считает ее составной частью общего плана эволюции страны.

Есть в павильоне «Человек-исследователь» раздел, посвященный истории цивилизации. Нельзя без откровенного волнения смотреть на поток информации, которая обрушивается на посетителя. Перед глазами карта всех богатств мира. Красно-белые надписи на разных языках: «Человек построил мир из бедных и богатых, — читаю я. — Бедность порождает бедность, богатство порождает богатство. Человек выбирает экономические пути, используя силу и деньги. Человек-разрушитель против человека-созидателя. От нас зависит использование возможностей на хорошее или на плохое...»

Перед глазами проходят фотографии всех пороков мира: война, наркотики, сегрегация, голод, болезни, безработица. Весь мир в потоке своих противоречий и сложностей. Но и в этом мире человек продолжает исследовать и находить новое. Он видит сверхмалое, ощущает сверхогромное. Он исследует не только нашу планету —• исследует вселенную. В галерее тех, кто первыми прорвались к звездам, я Читаю:

«Я — Ястреб! Я — Ястреб!» Это сигнал Титова из космоса. Это он подарил человечеству Первые фотографии Земли, увиденной со стороны. Вслед за Титовым в одном ряду стоят

11

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Корабли под названием ястреб

Близкие к этой страницы