Техника - молодёжи 1967-10, страница 16

Техника - молодёжи 1967-10, страница 16

имена крупнейших философов, писателей мира — Данте и Томас Мор, Паскаль и Ньютон, Марк Твен и Жюль Берн, — всех тех, кто тоже пытался представить себе нашу планету силой своего воображения или таланта предвидения. Но с каким удовольствием я читаю слова советского Ястреба, первым передавшего в руки людей фотографию их общего дома!

В павильоне «Человек — исследователь полярных областей» рядом с гигантской, во всю стену, фотографией первопроходцев Арктики, выполненной не на. бумаге, а на живом срезе дерева, пропитанного фотоэмульсией, я вижу модели атомного ледокола «Ленин», автоматической станции «Северный полюс», макет города Мирного на нижней макушке нашей планеты.

В павильоне «Человек и здоровье» толпы людей стоят возле биомеханической искусственной руки, изготов пенной советскими техниками и врачами.

И когда среди сотен экспонатов, рассказывающих о жизни среднего англичанина в Британском павильоне, я вдруг сталкиваюсь еще и еще раз с живым отражением советских достижений в области искусства, я уже не удивляюсь —■ это (неслучайно. На большой фотографии группа молодежи дискутирует. Магнитная лента доносит до нас взволнованные гоЛрса. В соответствии с каждым голосом освещается лицо спорящего. Ты становишься как бы участником этой оживленной дискуссии и невольно удивляешься, как легко сумели неподвижные изображения передать динамику спора. Но удивление возрастает, когда ты входишь в саму ткань дискуссии. Ведь спор идет не о чем-нибудь, а о советском фильме «Броненосец «Потемкин», который считается лучшей картиной мира.

В павильоне «Европейского объединения угля и стали», где делается откровенная попытка противопоставить Европейское экономическое объединение шести стран наиболее могучим в экономическом плане государствам, на первом месте для сравнения стоят Советский Союз и США. Здесь же на интересном стенде, перечисляющем выдающихся деятелей человечества, читаем русские имена: Пушкин, Толстой, Достоевский, Павлов, Мусоргский.

Что же касается политического влияния нашей революции на ход истории других стран — оно сквозит повсюду.

Небольшой, но прекрасно организованный Павильон Кубы рассказывает о достижениях этой молодой страны в различных областях жизни. В одном иэ разделов говорится о четырех этапах, определивших рождение свободной Кубы. Это Парижская коммуна, Октябрьская революция, победа советского народа над германским фашизмом, выступление кубинских борцов за свободу.

Но, пожалуй, самым неожиданным для нас сюрпризом явился экспонат, выставленный в разделе «История цивилизации» одного из тематических павильонов. Среди хаотического нагромождения огромных кубов, на сторонах которых выставлены самые влиятельные газеты всех стран мира, мы обнаружили рядом с «Правдой» развернутый лист первого номера ленинской «Искры». Вот уж действительно газета, повлиявшая на судьбы планеты! Кто бы е начале века мог представить, какое пламя разгорится из этой «Искры»! Но оно разгорелось, захватив оба полушария.

Вот почему правдивыми представляются мне отзывы о нашей стране, высказанные буквально тысячами людей в многочисленных книгах отзывов Советского павильона:

«Поздравляю с очень впечатляющей демонстрацией советских достижений! Ваш павильон наиболее прекрасен здесь, на ЭКСПО-67. Я американец, но вы нас превзошли на этот раз».

Джон Хальтон (Нью-Йорк)

«Я не сталкивьлся ранее с русским искусством, а коллекция в павильоне произвела на меня большое впечатление. Она показывает силу характера советских людей и распространение их культуры. Это отлично».

Дейл Нантер (Британская Колумбия)

«Великолепно! Документально! Выставка потрясающе показывает красоту и научность Советской страны. Да здравствует Советский Союз! Да здравствует коммунизм!»

М и л л о Р.

Что можно добавить к этим словам?.. Разве только то, что все это создано за полвека — невообразимый путь от лаптей до спутников Земли...

(Продолжение следует)

Проблемы предвидимого будущего уже давно волнуют ве-дущих советских ученых. Этой интереснейшей работой занят доктор исторических наук Игорь Васильевич БЕСТУЖЕВ-ЛАДА. В соавторстве с известным покойным писателем — популяризатором науки Олегом Писаржевским И. В. Бестужев-Лада написал Интереснейшую книгу — «Контуры грядущего». Сейчас ученый возглавляет секцию социального прогнозирования Научного совета по конкретным социальным исследованиям Академии наук СССР.

В ПОИСКАХ

И. БЕСТУЖЕВ-ЛАДА, доктор исторических наук

В какое бы волшебное зеркало я ни глядел, — вспоминал английский писатель Герберт Уэллс о своей беседе с В. И. Лениньш, — я не могу увидеть эту Россию будущего, но невысокий человек в Кремле обладает таким даром. Он видит, как вместо разрушенных железных дорог появляются новые, электрифицированные; он видит, как новые шоссейные дороги прорезают всю страну, как подымается обновленная и счастливая, индустриализированная коммунистическая держава. И во время разговоров со мною ему почти удалось убедить меня в реальности своего предвидения... Он, во всяком случае, видит мир будущего, преображенный и построенный заново».

«Я не могу увидеть эту Россию будущего...» Честное признание выдающегося фантаста, которого никто не мог бы упрекнуть в .недостатке воображения. Значит, сила фантазии не равнозначна силе предвидения. «Волшебным зеркалом», помогавшим Ленину заглядывать на десятилетия вперед, был марксизм — подлинно научная теория общественного развития. Веками лучшие умы человечества пытались приподнять завесу грядущего. Они высказали немало замечательных догадок, но до понимания движущих сил развития общества смогли подняться только творцы теории научного коммунизма. Она, эта теория, произвела настоящий переворот в самой природе человеческих представлений о будущем. Она явилась фундаментом для разработки детальных прогнозов и планов в самых различных областях деятельности строителей коммунизма. Ярчайший из документов подлинно научного предвидения — Программа Коммунистической партии Советского Союза. В ней рассматриваются не только перспективы экономики и культуры в СССР на протяжении ближайших 20 лет, но и важнейшие проблемы будущего коммунистического общества в целом.

Поучительно знакомство с гипотетическими картинами XX века, нарисованными много лет тому назад. Есть любопытные рисунки, в которых технические приметы наших дней причудливо переплетаются с атмосферой прошлого века. Их автор — талантливый французский художник Альбер Робида, написавший в 1883 году юмористическую повесть «XX столетие. Электрическая жизнь». Фантазия художника воссоздала автоматику на заводах, электропневматическйе железные дороги в наземных «трубопроводах», новый алфавит на основе стенографии, искусственные материки и даже регулирование климата в общепланетном масштабе. Кое в чем Робида перескочил в XXI и, возможно, даже в XXIII век. Ну, а люди? Увы, герои его повести и рисунков — всего лишь мопассановские буржуа. Техника завтрашнего дня оказалась никак не связанной с социально-экономическим прогрессом.

Попытки судить о будущем, исходя из принципа «мне так кажется», любопытны, забавны, но - И только. Если для понимания прошлого необходимы серьезные исторические исследования, а для понимания настоящего — конкретные социологические и экономические исследования, то для успешного проникновения в грядущее необходимы развернутые прогностические исследования. Они составляют целый комплекс научных дисциплин — социальную прогностику. Некоторые ученые предлагают окрестить эту, по сути, новую отрасль науки футурологией. Но дело, конечно, не в названии.

12