Техника - молодёжи 1968-11, страница 20

Техника - молодёжи 1968-11, страница 20

дивидуальность и отличающихся друг от друга весьма резко. А может быть, есть еще бациллы бацилл, может быть, ядра клеточек суть в своем роде солнца, вокруг которых обращаются планеты, населенные живыми существами.

Это не только может быть, это даже должно быть: жизнь должна идти от нас » обе стороны бесконечности, так как нелепо было бы предположить, что она проявляется только на одн9м незначительном пункте вселенной и только в тех формах, которые доступны нашим чувствам и пониманию. Мы близоруки, а не природа бедна.

С одной стороны, наша близорукость не позволяет нам видеть ничего, кроме движений системы нашего солнца да существования бесчисленного множества других таких же солнц. С другой стороны, мы знаем, что средний рост чело

века (1,7 м) в 816 млн. раз меньше диаметра Солнца, а величина частички газа в 3 млрд. 400 млн. раз меньше роста человека. Мы считаем эту частичку малейшей вообразимой величиной, забывая, что она гигантски велика по сравнению с частичкой вещества, составлящего хвост кометы. Слой тумана в несколько сот метров толщиною совершенно закрывает от нас Солнце, а слой кометного хвоста в 50 000 миль толщиною пропускает даже лучи звезд двадцатой величины. Ширина некоторых бацилл, представляющая собою предел для нашего даже хорошо вооруженного зрения, почти равняется длине световой волны, но ведь эта волна настолько же больше частички эфира, насколько морская волна больше частички воды...

Воистину знания человеческие весьма относительны!

КРУНС-УЧЕНЫИ И КРУНС-СПИРИТ

Воеленная неотоль но грандиозна, что в ней почетно играть

даже онротную роль.

Харлоу ШЕПЛИ

I сякий, кто внимательно прочтет I изложение речи английского ученого, насторожится и почувствует, что здесь говорится «что-то не то*. Только это «не то» совсем особого рода.

Прием, которым воспользовался Крукс, дабы поразить своих ученых коллег, не нов. Крохотные и сверхкрохотные существа и великаны с незапамятных времен гуляли по страницам многих сказок, фантастических романов и памфлетов.

Классическими стали лилипуты и великаны Джонатана Свифта. Франсуа Вольтер «изобрел* своего Микромегаса для того, чтобы высмеять «копошащихся на кусочке грязи», раздираемых войнами вассалов, тупых и высокомерных королей. Крохотные человечки А. Беляева понадобились автору, чтобы воочию «увидеть», что делается с электронами в фотоэлементе. Недавно на западные экраны вышел кинофильм, в котором уменьшенные до микроскопических размеров ученые путешествуют по организму человека. В конечном счете уменьшение и увеличение масштабов мыслящего существа как литературный прием использовалось неоднократно, и всякий раз для решения другой, более важной задачи — социально-сатирической или научно-познавательной.

Вильям Крукс, хотя и пользуется сослагательным наклонением, всерьез верит, что могут существовать «гомункулусы» и «гиганты». Они живут в мирах, поразительно отличающихся от нашего мира, и делают открытия, по своей важности вовсе не совпадающие с открытиями человека. А посему-де, где гаран тия того, что человеческие открытия и знания объективны и отражают реальный мир? Вот главная мысль внешне блистательных рассуждений английского ученого.

В истории философии давно известна концепция релятивизма — субъективно-идеалистического мировоззрения на человеческое познание. Релятивизм, считая знания человека только относительными, целиком условными, на чисто отвергает их ценность.

Сейчас приходится только удивляться, как президент Лондонского химического общества, автор важных открытий и изобретений, мог серьезно обсуждать проблему относительности человеческих знаний на таком примитивном уровне! И это в период, когда в науку уже прочно вошли атомно-молекулярная теория и дарвинизм. (Кстати, одним из ближайших друзей ученого был зоолог и ботаник Альфред Рассел Уоллес, который вместе с Дарвином выдвинул теорию естественного отбора!)

Вильям Крукс (1838 — 1919) прожил долгую и счастливую жизнь. Он окончил химический колледж в Кембридже, работал в обсерватории Оксфордского университета, занимаясь главным образом применением физических методов для химических исследований. Он много

внимания уделил спектральному анализу и в 1861 году открыл новый химич<?екий элемент таллий. Крукс был достаточно разносторонним физиком, изучал электрический разряд в газах (знаменитые трубки Крукса), а также тепловое излучение. В 1873 году он изобрел радиометр — крохотную мельницу, которая под действием теплового излучения вращается. И наконец, Крукс создал спинтарископ, люминесцентный экран, на котором в виде вспышек можно обнаружить отдельные альфа-частицы.

Казалось бы, экспериментатор с такой богатой научной биографией мог бы воспользоваться «гомункулусами» и «гигантами» в лучшем случае для популяризации знаний (что, кстати, совершенно непроизвольно он и сделал!).

И все же вовсе не об объективности науки заботился Вильям Крукс в своей речи, наполненной парадоксами. Весь дух изложения показывает, что ученый произнес речь совсем для другой цели!

Тогда, спрашивается, для какой?

Оказывается, Крукс был не только химиком и физиком, но и знаменитым спиритом! Настолько незаурядным и знаменитым, что Фридрих Энгельс посвятил ему несколько страниц в «Диалектике природы».

«Существует старое положение диалектики, перешедшей в народное сознание: крайности сходятся. Мы поэтому вряд ли ошибемся, если станем искать самые крайние степени фантазерства, легковерия и суеверия не у того естественнонаучного направления, которое, подобно немецкой натурфилософии, пыталось втиснуть объективный мир в рамки своего субъективного мышления, а, наоборот, у того противоположного направления, которое, чванясь тем, что оно пользуется только опытом, относится к мышлению с глубочайшим презрением и, действительно, дальше всего ушло по части оскудения мысли. Эта школа господствует в Англии», -- писал Энгельс.

Упоминавшийся выше Альфред Рассел Уоллес, посетив несколько сеансов гипноза, которые демонстрировал со своей помощницей некий шарлатан Спенсер Холл, с рвением начал заниматься «месмеризмом», а вскоре перешел в откровенную мистику и дальше к спиритизму. Перу этого заслуженного зоолога и ботаника принадлежит книга «О чудесах и современном спиритуализме». Энгельс с разящим юмором цитирует из нее ряд эпизодов, о которых здесь стоит рассказать.

Так, Уоллес с неподдельной серьезностью' обсуждает факт фотографирования спиритического медиума у госпожи Гаппи, причем на двух снимках за медиумом «была видна в благословляющей позе высокая женская фигура с чертами лица несколько восточного типа, изящно задрапированная в белый газ».

Вскоре в Лондоне появился еще один медиум, мисс Флоренс Кук. Она могла, по свидетельству Уоллеса, «производить целую женскую фигуру, которая, судя по всему, происходит из мира духов и появляется босиком, в белом развевающемся одеянии, между тем как медиум, одетый в темное и связанный, лежит в глубоком сне в занавешенном помещении...»

Дух этот назвал себя Кэти, и однажды вечером во время спиритического сеанса его схватил некий мистер Фолькман, который желал на ощупь убедиться, не является ли мисс Кук и дух Кэти одним и тем же лицом. Дух вел себя очень агрессивно, оборонялся и вырвался из объятий скептического мистера Фольк-мана. Тогда один электрик, дабы засвидетельствовать, что медиум и дух разные лица, включил мисс Кук в электрическую цепь, так что последняя не могла изображать духа, не прервав этой цепи.

И вот тут выдающийся экспериментатор и ученый, основатель и главный редактор двух почтенных журналов, президент Лондонского химического общества профессор Вильям Крукс взял на себя задачу усовершенствовать достоверность опыта. Как замечает Энгельс. «Г-н Крукс начал исследовать спиритические явления приблизительно с 1871 года и применил при этом целый ряд физических и механических аппаратов: пружинные весы, электрические батареи и т. д. Мы сейчас увидим, взял ли он с собой главный аппарат, скептичёски-критическую голову, и сохранил ли он его до конца в пригодном для работы состоянии»,

Крукс очень подробно описал «научные» варианты спиритических сеансов в лондонском еженедельнике «Спиритуалист». Может быть, ученым руководило добросовестное стремление раскрыть шарлатанство? Отнюдь. Главное для него — странные взаимоотношения между «духом» и самим мистером Круксом. Оказывается, дух зачастил на квартиру ученого, и остальное звучит как фрагменты из скандальной семейной хроники.

Чтобы покончить со спиритизмом и его связью с философскими устоями Вильяма Крукса (и не только его), стоит упомянуть, что в связи с широким распространением в Европе и особенно в Англии «духовыстукивания и духовидения» в 1876 году физическое общество при Петербургском университете создало Комиссию по рассмотрению медиумических явлений, куда входили известные ученые, в том числе и Д. И. Менделеев. Комиссия пришла к выводу, что «спиритические явления происходят от бессознательных движений или рт сознательного обмана, а спиритическое учение есть суеверие».

Итак, «релятивизм» Вильяма Крукса действительно особого рода. Он проистекает от отказа критически осмысливать

Йанные опыта и качества самих опытов.

опытна ученого подвести под свой релятивизм философскую базу, изобретая несуществующий и неосуществимый опыт, — эта попытка с негодными средствами. а «эмпирическое презрение к диалектике наказывается тем. что некоторые из самых трезвых эмпириков становятся жертвой самого дикого из всех суеверии — современного спиритизма».

Наш научный обозреватель кандидат физико-математических наук А. МИЦКЕВИЧ

16