Техника - молодёжи 1970-02, страница 9

Техника - молодёжи 1970-02, страница 9

«Черное золото» и «голубой огонь». Нефть и газ. Они — электрический ток и тепловая энергия, топливо для металлургии и транспорта, химическое сырье.

▲ на берегу подземного океана нефти и газа стоят города. Отсюда начинают свой тысячекилометровый путь мощные рекиг закованные в сталь, — трубопроводы...

Но мы забежали вперед. Магистралей и городов, о которых идет речь, еще нет. Их строят. Строят молодые ребята, комсомольцы — люди, которые, уехав подчас далеко от дома, оказались ближе, чем кто бы то ни было, к будущему. Потому что стальные пути в будущее они прокладывают своими руками...

Как рождается проект комсомольского города! Как будут выглядеть «столицы» сибирского газа, сибирской нефти?

На эти вопросы нашего специального корреспондента А. ЛЕВИТОВА отвечает главный инженер Государственного института проектирования городов— «Гипрогор» В. ФЕЛЬДМАН.

столицы

...архитектура — тоже летопись мира..

Н. ГОГОЛЬ

Пожалуй, самым трудным и вместе с тем обязательным в архитектурном творчестве является простота.

А. ЩУСЕВ, академии архитектуры

Архитектор - градостроитель призван создавать наилучшие условия для жизни не только своих современников, но и будущих поколений. Это требует от него глубокого понимания дум и чаяний своего народа, его материальных и духовных запросов. проникновенного чувства родной природы и научного познания материала, конструкции и техники.

И. ЖОЛТОВСКИЙ, академик архитектуры

КОМСОМОЛЬСКОЙ РОМАНТИКИ

среды» — надымчане смогут пользоваться всеми благами, практически не выходя на улицу. Для этого применены два архитектурных приема.

Прием первый: все элементы города соединены между собой крытыми галереями. Они не только ограждают жителей от суровой природы — по ним пройдут все коммуникации, отпадет нужда в дорогостоящей теплоизоляции.

Прием второй: дома создают замкнутое пространство. Там — все детские учреждения и «внутридворовые зоны отдыха».

Прежде чем архитектор воплотит свои идеи в чертежах и эскизах, он «проживет» целую жизнь в своем не существующем еще городе. С того момента, как вертолет приземлился на избранной площадке, после долгих поисков «земли обетованной», с первых шагов по несуществующим улицам и площадям он первый его житель — один в тысячах лиц.

Заглянем в недалекое будущее и представим себе малыша, родившегося в Надыме. Коренной надымча-нин, он ничего не знает ни о каких приемах, обеспечивших ему наилучшие условия. Он играет во дворе, не подозревая, что находится в «замкнутом пространстве». Просто ему we страшен даже южный ветер, который вопреки названию в этих местах страшнее самого лютого северного.

А если выйти со двора и отправиться в самостоятельное путешествие, то попадешь в светлый широкий коридор. Тут тепло и очень интересно. Изредка открываются стен

ные шкафы, монтеры копаются в паутине труб и проводов, потом уходят. И шкафов опять как не бывало — что-то написано на стенке, и все. А в конце коридора — магазин и множество разных «пунктов» — сдают, получают, берут напрокат, там же красный уголок, библиотека, и все это называется непонятным словом «блок». И не простой, а «первичного обслуживания». Отсюда можно попасть прямо к остановке автобуса, который ходит по «орбите» — круговому маршруту через весь город: мимо жилых массивов, мимо газокомпрессорной, железнодорожной и вертолетной станций, мимо школы-интерната, больницы.

Подрастет человек и освоит «орбиту». Окажется, что таинственный «блок» называется первичным (первая ступень обслуживания), потому что в общегородском центре есть такой же, только гораздо больше (вторая ступень — третья Надыму просто не нужна). Станет со временем наш герой заниматься спортом (или «болеть») на стадионе (крытом!), или во Дворце спорта, или в бассейне. А коротким северным летом к его услугам дом рыболова и охотника, лодочная станция и ресторан на берегу озера.

Итак, Надым — это газ. А к^к обжить нефтеносный район? Буровые вышки и действующие скважины не расположишь где удобно. И город к ним не привяжешь. Значит, либо небольшие города, либо вахтенные поселки. Дилемма решается с помощью дополнительного технико-экономического анализа

Над проектом нефтяного города Сургут работал коллектив пятой мастерской «Гипрогора» под руководством архитекторов В. Замерцевой и М. Савидовой.

Природные условия Сургута, с точки зрения градостроителя, не подарок. Коварная пойма Оби, сотни озер, болота... Придется создавать мощную, постоянно действующую дренажную систему, совмещенную с водостоками. Девятиэтажные дома встанут на свайные основания.

Сургут — город пяти магистралей: трубопроводной, "железнодорожной, авиационной, автомобильной и речной. Строятся мощный нефтепровод, железная дорога Тюмень — Сургут, шоссе и крупнейший на Оби порт с крупнейшей же базой для зимовки судов.

Промышленному комплексу Сургута потребуется огромное количество энергии. Ее даст ГРЭС на попутном газе мощностью 2,5 млн. квт.

Сургут строится на 120—130 тыс. жителей. Это будет базовый город с мощными предприятиями для обслуживания всех нефтедобывающих, транспортных, строительных средств. На местах добычи вахтенные поселки. Они оборудуются на «высшем» уровне, ведь бригады будут работать там минимум неделю. В распоряжении нефтяников все виды транспорта, включая вертолеты.

А лет через 15 вахтенными станут сами города типа Надыма и Сургута.

Маленькие москвичи и киевляне будут по понедельникам провожать своих пап на работу на север. А для юных новые города всегда будут столицами комсомольской романтики.

7