Техника - молодёжи 1970-09, страница 15

Техника - молодёжи 1970-09, страница 15

неудачно ударилась головой о землю и тотчас умерла от сотрясения мозга, у другой сломался позвоночник, третьему проломило голову. Многие на одну-две недели потеряли слух и дар речи. Очнувшиеся пострадавшие уверяли, что видели вспышку, но не успели услышать грома.

Однако смертельный исход чаще всего результат невежества окружающих. Ужасный блеск и треск, человек сбит с ног, он синеет на глазах, не дышит, сердце не прослушивается, попытки искусственного дыхания не приводят как будто к успеху. Отчаяние. Конец-

Поучительная трагедия произошла в 1957 году с одной западногерманской футбольной командой. Во вре-

Рис. Ю. Филатова

ВОПРЕКИ

мя грозы футболисты шеренгой выбежали на поле, и молния поразила их всех. Десятеро с трудом поднялись. Вратарь не вставал. Сколько с ним ни возились, он не подавал признаков жизни. Его отвезли в госпиталь, однако профессионалы тоже оказались бессильны. «Покойника» решили вскрыть. Когда скальпель пронзил сердце, оно вдруг бешено заработало, у несчастного в судороге задергались руки и ноги, но было уже поздно...

ЖИЗНЬ ЗАВИСИТ ОТ НЕРВОВ.

У пострадавших от молнии зафиксированы самые разнообразные функциональные нарушения — глухонемота, потеря памяти, слепота, спазмы сердца, паралич, судороги. Почти все эти повреждения излечимы, за редчайшими исключениями.

Человек 'возвращался с работы, молния попала ему прямо в голову. Сгорели волосы, по всему телу ожоги, но самое страшное — световой удар полностью выжег сетчатку обоих глаз. Человек ослеп на всю жизнь.

Молния поразила няню с полуторагодовалым младенцем на руках. Няню убило, ребенок получил ожоги и катаракту правого глаза. Через полгода катаракта рассосалась. В литературе описано множество подобных случаев временной слепоты, причем к расстройству зрения приводит как яркая вспышка, так и электрический удар.

Внимание ученых особенно привлекает явление «паралича сердца» при электрошоке. Подробные исследования проводит с 1965 года советский врач Г. Диваков. У пострадавших он обнаружил электрокардиографические изменения, которые иногда не исчезают несколько месяцев. Значит, разряд, проходя по человеческому телу, нарушает работу командных нервных центров, ^ парализует те генераторы опорных'электрических сигналов, которые отвечают за ритмику и гармонию сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Нужно время, зачастую недели, чтобы сложный механизм человека снова самонастроился, отрегулировался.

Разряд проскакивает преимущественно по одежде и коже. Однако поверхностные ожоги не столь опасны, как внутреннее расстройство управляющих центров. В то же время надо отчетливо понимать, что нарушенное управление в принципе восстановимо, его можно наладить заново. Раз дело в «кибернетических», а не в «органических» или «механических» дефектах, то осмысленнее ставится диагноз, увереннее «ремонтируется» человек.

С этой точки зрения легче разобраться в разнообразных электрических поражениях, причиняемых самой молнией, ее «брызгами», высоковольтным напряжением и т. п.

НЕВЕЖЕСТВО В РАНГЕ ЗАКОНА.

Когда в конце прошлого -века электричество стало входить в быт, «просвещенная» и «передовая» Америка изобрела «современный» вид смертной казни — не гильотину, не расстрел, не душегубку, а электрический стул. Предварительные опыты по отшлифовке «наиболее гуманного» способа юридического убийства проводились на собаках с 1886 года в лаборатории Эдисона. Комиссия судебно-медицинского общества вынесла рекомендацию — казнить осужденных, пропуская через них ток напряжением в 1500 в, электроды прикреплять к голове и крестцу. С 1 января 1889 года в штате Нью-Йорк вступил в силу закон о «наиболее человечном и удобном» способе умерщвления.

Первым на электрический стул угодил У. Кэммлер. Казнь его началась 6 августа 1890 года. Приговоренного усадили в кресло, ремнями привязали его руки, ноги и стянули грудь. Затем включили рубильник; преступник задергался в страшных корчах. Через 17 сек. ток выключили. Прошло полминуты, и неожиданно изо рта Кэммлера полилась слюна, раздались стоны. Тогда вторично запустили динамо-машину на 70 сек. От тела повалили дым и пар. Врач-палач Макдональд пришел к заключению, что «цель и дух зако

на — дать преступнику быструю и безболезненную смерть — вполне достигнуты»

Электрический стул совершенствовали, напряжение увеличили до 1800 в, но ни одна казнь не проходила гладко. Очевидцы описывают, что «при включении тока приговоренные ужасно содрогались, мускулы у них напрягались, как бы стремясь порвать ремни, которые трещали и глубоко врезывались в тело». Кожа загоралась у всех. И всех убивали в несколько приемов.

Особенно досталось женоубийце У. Тейлеру, которого казнили 27 июля 1893 года. Целую минуту он был под высоким напряжением, его уже хотели отвязывать, как вдруг из груди преступника «вырвался громкий вздох. Врач бросился к рубильнику, но сломалась динамо-машина. Ее чинили больше часа...

Благими намерениями вымощена дорога в ад. Потрясают ужасные результаты, к которым приводит ученое невежество, пытающееся «облагодетельствовать» человечество.

Специалисты долго не догадывались, что клиническая смерть не могла наступить даже после десятикратного пропускания тока. Поражения электрическим током всегда обратимы — просто вносят сильные помехи в нервные цепи, но не подрубают жизнь в корне. Людей снимали со стула и убивали фактически только при вскрытии.

ЧТО СТРАШНЕЕ — МОЛНИЯ ИЛИ ТОК! Высоковольтный разряд все же смертоноснее, чем прямой удар молнии. Нарушается нервная ритмика, путаются управляющие команды. Когда чело-век выходит — сам или с посторонней помощью — из состояния электрошока, то его сердце начинает «фибриллировать» — биться с перебоями, некоординирован-но. Сердце трепыхается, а кровь не гонит. Шок и паралич ослабевают, процессы жизнедеятельности восстанавливаются, а питания нет.

Хорошо, если под рукой дефибриллятор — аппарат, дающий мощный электрический разряд. Клин вышибают клином. После искусственного электроудара сердце останавливается совсем, как бы «забывая» предыдущую искаженную программу. Затем — несложный массаж, «запуск мотора». «С нуля» легче добиться согласованной работы поршней и клапанов.

Поражение молнией больше напоминает действие дефибриллятора, чем сравнительно слабый удар высоковольтного провода. Сердце парализуется мгновенно, и когда после соответствующего массажа и искусственного дыхания оно включается вновь, то работает сразу в нормальном ритме. Опаснее прямого попадания молнийные «брызги». Если,

13