Техника - молодёжи 1970-09, страница 16

Техника - молодёжи 1970-09, страница 16

/

например, разряд пришелся в дерево, а затем рикошетом задел человека, картина поражения сходна с обычным электрошоком и неизбежно сопровождается нежелательной фибрилляцией.

Итак, от молнии проще спастись, чем от тока. Как отмечает американский профессор Е. Тауссиг, «молния мгновенно останавливает сердце и дыхание, жизненные процессы (метаболизм), по-видимому, тоже мгновенно прекращаются. Любой человек, конечно, умрет, если кислород перестанет поступать в его мозг и ткани, но при сильном мгновенном электрошоке процессы распада в клетках, судя по всему, существенно замедляются. В результате промежуток времени между «смертью» и воскресением сильно растягивается, но мы не знаем, до какого предела».

Молния не убивает, а лишь парализует. Уже древние знали это. В античной мифологии Зевс-Громовержец оглушал и свергал противников молниями, но своим оружием никого не мог лишить жизни.

НЕСКОЛЬКО РЕКОМЕНДАЦИИ.

Во время грозы не стойте под деревьями и зонтами. Прекращайте купаться, не звоните по телефону. Если оказались в поле — ложитесь на землю, желательно на что-то сухое. Закрывайте двери и окна, потому что молния может ударить горизонтально вдоль струи сквозняка.

В вашей помощи особенно нуждаются «бездыханные». Если у них прощупывается пульс, примените искусственное дыхание типа «уста в уста». Если сердце не бьется, воспользуйтесь приемами кардиодыха-тельного «воскресения», специально разработанными 10 лет назад для борьбы с электрошоком.

В кардиодыхательном массаже органично сочетается ритмическое внешнее давление на левую сторону груди, принуждающее сердце сокращаться и гнать кровь по сосудам, и искусственное дыхание.

Пусть потребуются часы, дни, недели, аппараты «искусственные легкие» и «механическое сердце». Нельзя жалеть трудов и времени, чтобы спасти человеческую жизнь.

Стихотворение номера

машинный мир

Машинный мир велик и сложен. И мы два века день за днем его народ железный множим с нечеловеческим трудом.

Что целый мир создать,

так мало —

два века!

Нам по временам простейших знаний не хватало и навыков простых — рукам.

И я хочу сказать спасибо всем, всем, кто, не жалея сил, железную, слепую глыбу разумным действиям учил.

Мир тока, радио и стали от мира чувств неотделим. Загадочны сегодня стали людские отношенья с ним.

С машиной, с формулой

в беседу

вступаю. Разговор такой на многое дает ответы, как тихий разговор с рекой!

На берегу речушки мглистой и около громад стальных веду я поиск вечных истин и вечных ценностей людских.

Аркадий КАНЫКИН, техник

* * *

Время гениев-одиночек отошло в глубину веков... Космонавты смотрят на счетчик голубых прозрачных витков.

В лампах токи мигают часто. Стрелки плавают по шкале... Сколько тысяч людей причастны к старту огненных журавлей?

Время слишком нетерпеливо задает вопросы в пути. Лишь могучий мозг коллектива успевает ответ найти.

Может быть, Земля оскудела на таланты?

Может быть, мы рассуждать разучились смело, атрофировались умы?

Разве легче было бороться с неизвестностью век назад одиночкам-первопроходцам? Разве меньше было преград?

Нелегко начинать дороги, поразмыслив, нащупать вдруг в диких дебрях ключи-истоки зарождающихся наук.

Но родник, обегая кочки, начал долгий державный путь, становясь рекой. Одиночке можно ль Волгу перешагнуть?

НА КОНКУРС

..МИР ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ"

Ы икому не дано знать, какими 99 огромными солнцами будет освещена жизнь грядущего. Может быть, художники в стоцветные радуги превратят серую пыль городов; может быть, с кряжей гор неумолчно будет звучать громовая музыка превращенных в флейты вулканов; может быть, волны океанов заставим перебирать сети протянутых из Европы в Америку струн». Эти строки Владимира Маяковского из «Открытого письма рабочим» вполне могли бы стать девизом конкурса «Мир завтрашнего дня». Именно таким — красочным, необычным, поражающим воображение — предстает будущее на полотнах живописцев, принявших участие в международном вернисаже на страницах «Техники — молодежи». Многие из картин посвящены теме грандиозных преобразований земной (и небесной!) природы, преобразований, которые хотя и вполне реальны, но могут быть осуществимы лишь в ближайшие десятилетия, если не столетия Среди них и проект кольцевого туннеля в мантии Земли, для сверхбыстрого магнитодинамиче-ского транспорта; и создание широтных и меридиональных поясов в безвоздушных пространствах над нашей планетой, — своеобразных ветрил для управления погодой; и наконец, дерзкий проект освещения Луны исполинскими параболическими зеркалами, установленными на земном экваторе (цель такого предприятия —-сделать на Луне «вечный» день для удобства ее исследования!).

Посмотрим на полотно ленинградского живописца К. Иванова «Полярные тропики». Вот что пишет автор:

«Последние 100—150 лет во всемирной истории ознаменованы рядом блистательных побед над скоростью. Обитатель средневекового города мог спокойно состариться, не выезжая даже за пределы его. Средний «радиус деятельности» одного человека вряд ли превышал 40—50 км.

Иное дело теперь. Неизмеримо расширились не только диапазон скорости, не только сами принципы проникновения в микро- и макромир. Расширился уровень дерзаний творца Творческий размах. Сфера материализации мечты.

Я попытался изобразить вечно зеленый город далеко за Полярным кругом. Легкокрылые, прозрачные сфероиды, сверхпрочные купола — вот грань, отделяющая вечный холод и буйство вьюг от «Средиземноморья» внутри города. Искусственные солнца обращают тьму в яркий день,

14