Техника - молодёжи 1970-12, страница 45

Техника - молодёжи 1970-12, страница 45

■1Ш

KWfa

«FA A A У С АРА

и Г

W апреля 1942 года со стороны океана к Токио приблизилось несколько двухмоторных самолетов. На город посыпались бомбы, вспыхнули пожары.

Столичная служба ПВО даже не успела среагировать на совершенно неожиданное нападение. Бомбардировщики благополучно проследовали на запад. Японское главное командование встало в тупик: каким образом американские бомбардировщики Б-26 смогли достичь Страны восходящего солнца, если все аэродромы, откуда они могли бы стартовать, уже заняты доблестными войсками императорской армии?

Когда радиоволны разнесли по всему миру интригующую новость о загадочной бомбардировке Токио, американские корреспонденты спросили у президента Рузвельта: «Откуда стартовали Б-26?» — «Из Шан-гри-Ла», — сострил президент (Шан-гри-Ла — это фантастическая страна, нечто вроде «тридесятого царства, тридевятого государства»).

Скоро японцам все стало известно. Американские бомбардировщики стартовали с 4 палуб авианосцев.

И все же воздушный налет на Токио был в большей степени политической демонстрацией, нежели военной операцией. Дело в том, что большие расстояния и трудности

взлета с авианосца не приспособленных к этому береговых самолетов не позволяли им поднимать значительный бомбовый груз. Но Япония находилась тогда в зените своего военно-политического могущества, и налет на столицу империи был воспринят как пощечина. Уязвленное самурайское самолюбие и честь мундира требовали мести. «На бомбы ответить бомбами» — таков был замысел военных стратегов. И его претворили в жизнь.

Начало сентября 1942 года. На обширных лесных массивах прибрежных штатов запада США возникают сильные пожары. Огонь уничтожает целые поселки, несколько человек погибают. Спустя три-четыре недели в штатах Вашингтон, Орегон и Калифорния вновь отмечены очаги пожаров и таинственные взрывы. И что самое загадочное: бомбы рвались зачастую там, где и бомбить-то было нечего: на пустынных плато, в ущельях и т. д. Наконец удалось обнаружить осколки зажигательных бомб японского происхождения. Тут уж пришлось поломать голову в американских штабах. Каким образом бомбы были доставлены на территорию Соединенных Штатов?

Вернемся к событиям, последующим вскоре после налета на Токио.

Итак, японские стратеги решили нанести ответный удар. Но техниче-

Михаил ЧЕКУРОВ

Рис. Л. Рындича

ские возможности Японии явно отставали от честолюбивых замыслов ее политиков: авиация берегового базирования не могла преодолеть просторы Тихого океана; авианосцы, появись они у берегов Нового Света, были бы тотчас уничтожены. Тогда-то и вспомнили о подводных лодках, оснащенных самолетами. Эта техническая новинка появилась в японском флоте в канун второй мировой войны. Одномоторный гидроплан типа «аягумос» принимался в носовой палубный ангар субмарины. Маленькая и столь же малонадежная машина выстреливалась в воздух катапультой и могла совершать трехчасовые полеты со скоростью 165 км/час. Визуальная разведка — вот единственное предназначение «аягумоса». Однако после вышеописанных событий ему нашли новое применение.

15 августа 1942 года из военно-морской базы Йокосука к американским берегам вышла подводная лодка И-25, в ангаре которой находился самолет, переоборудованный в сверхлегкий бомбардировщик. Объектом нападения были избраны безлюдные лесные массивы Америки. В одну из сентябрьских ночей, незадолго до рассвета, И-25 всплыла у побережья штата Орегон и выпустила в воздух свой самолет. Через час пилот Фудзита убедился в том, что достиг цели. Земля грозного противника, который кичился неуязвимостью своей территории, простиралась под матерчатыми плоскостями его самолета. Фудзита нажал кнопку бомбосбрасывателя, и фосфорные бомбы полетели вниз. Через несколько минут два столба густого белого дыма поднялись над лесом, а еще через час «аягумос» благополучно приводнился и был принят на борт лодки.

42