Техника - молодёжи 1972-04, страница 62обычном понимании быть не могло, потому что запаздывание радиоволн составляло порядка часа. Поэтому связь строилась на принципе «диалога глухих» — База постоянно передавала соединенные в одно целое сообщения для удаленных планетны* групп, и это выглядело как обычная передача последних известий. Если радистаТл Базы требовалось ответить на чье-нибудь донесение, они включали ответ в очередную сводку. В других случаях содержание программы не изменялось. Павлов, включив радиостанцию, очутился, естественно, где-то в середине передачи, дослушал ее до конца, а потом с самого начала до того места, где он включился. Ничего нового по сравнению с тем, что передал ему Сибирин, Павлов не услышал. Тогда он выключил радиостанцию, потому что дверь тамбура отворилась. — Можешь меня поздравить, — сказал Сибирин, освободившись от скафандра. — Меня он тоже изобразил. Вот смотри. Павлов взял фотографию. Картина была написана тщательно, со всеми подробностями. На каменистой площадке среди валунов стоял человек в скафандре. Рядом сидел другой. Оба смотрели вверх, точно ждали, что из объектива невидимого для них фотоаппарата сейчас вылетит птичка. — Странно, — сказал Павлов. — Ты имеешь в виду ракурс? — спросил Сибирин. — Но он на нас так и смотрел — сверху вниз. Меня лично больше радует, что я теперь тоже вроде как попал в историю. — Странно, — повторил Павлов, глядя на фотографию. — Я что-то не помню, чтобы ты сидел. — Я действительно не садился, — сказал Сибирин. — У меня нет такой привычки Это ты сидишь. Я вот он, стою. — Я? — сказал Павлов. — У меня тоже нет такой привычки. Кроме того, неужели ты не видишь, что это не мое лицо? — За скафандрами плохо видно, — сказал Сибирин. — Но на мое оно еще меньше похоже. — Ты прав, — растерянно сказал Павлов. Он смотрел на фотографию Тот, кто стоял, был не он. А сидящий не был Сибириным. И у них обоих нет привычки сидеть на камнях под Картинной Галереей. Это были другие люди. Рейсфедер изображает' действительность — когда это действительность — абсолютно точно. Ошибок он никогда не делает. Но другие люди не появлялись на планете уже четыре недели. Ни на самой Бете, ни даже в ее окрестностях. — Послушай, — сказал Павлов. — У тебя есть портрет Вершинина? — Где-то есть. Зачем он тебе понадобился? — Тащи его сюда, — сказал Павлов. Он смотрел на репродукцию наскального изображения. «Как мало мы знаем о животных! — думал он. — Даже о тех, с которыми сталкиваемся ежедневно. Что мы знаем об их органах чувств? Сибирин сказал, что у рейсфедера нет микроскопа. А вдруг ему и не нужен микроскоп? Вдруг он может видеть микроорганизмы так же отчетливо, как мы видим себе подобных?..» — Вот тебе Вершинин, — сказал Сибирин. — А вот его штурман, Серов. Я захватил его на всякий случай. Павлов смотрел на фотографии Он слышал дыхание Сибирина, который разглядывал их через его плечо Ошибки быть не могло. — Да, — сказал Сибирин после непродолжительного молчания. — Именно такое рациональное использование я и имел в виду. Но.. Я понимаю, что сверху ему виднее. Что он мог увидеть их оттуда, незаметных для нас, если они приземлились за скалами. Но почему мы тогда не слышали, как они садились?.. Павлов ответил не сразу. «Так уж мы устроены, — думал он. — Мы невольно приписываем животным человеческие мотивы поведения, наши мысли и наши чувства. И то, что некоторые змеи реагируют на тысячные доли градуса, а птицы ориентируются по магнитному полю, ничему не может нас научить. Мы судим о животных с позиций антропоцентризма. И слишком часто ошибаемся». — Иди готовь орбилет, — сказал он. — А я пошлю радиограмму на Базу Мы летим на Бетон Он посмотрел вверх. В синем прозрачном небе парил узкий серп спутника, огромная каменная пустыня, воспринимаемая человеческим глазом как маленькое бледное облачко с четкими очертаниями. На блестящем свежей смолой рисунке, похожем на черно-белую фотографию, снятую в необычном — вид сверху — ракурсе, четверо стояли, обнявшись, на каменной осыпи рядом с искалеченным космолетом и смотрели в зенит, задрав головы. Рейсфедер, поставив последнюю клейкую точку, отполз под верхний карниз Картинной Галереи и стал ждать, когда летающие животные, которых он так хорошо изобразил, придут в гости к своим отражениям. Подарок коллекционерам Вот уже четвертый год наш журнал ведет военную историческую серию. Опубликованы циклы статей, посвященные боевым самолетам времен Велиной Отечественной войны, лучшим советским таннам и артиллерийским орудиям. В этом году начата публикация статей военно-мореного цикла. Каждая статья исторической серии сопровождается точным изображением военной техники, и эти цветные иллюстрации вызывают особый интерес коллекционеров. Именно поэтому в течение нескольких дней были распроданы открытки, воспроизводящие 12 цветных вкладок авиационной исторической серии ТМ за 1969 год (издательсп во «Изобразительное искусство»). Коллекционеры получили хороший подарон1 Несомненно, это должно послужить началом целой серии публикаций, призванных удовлетворить интерес знатоков советсной военной техники.
|