Техника - молодёжи 1973-09, страница 11

Техника - молодёжи 1973-09, страница 11

площади можно было видеть, как впереди зенитных орудий везут этаких «спрутов» из причудливо изогнутых звукоулавливающих труб.

Однако жизнь подсказывала, что авиация значительно богаче возможностями к совершенствованию, нежели системы «прожзвука». И я стал с жаром доказывать, что ключ к решению проблемы — только в переходе к принципиально новому методу обнаружения самолетов. Этот метод должен быть основан на использовании электромагнитной энергии, посылаемой самим наблюдателем и отраженной летящей целью. Такой подход в корне менял дело. Именно в нашей стране появились тогда первые радиолокационные установки. Закономерный результат, поскольку были приняты в расчет потребности не только текущего, но и будущего дня.

В наши дни с подобными ситуациями мы встречаемся довольно часто. Опережающее развитие получают направления, которые, во-пер-вых, соответствуют основным тенденциям движения науки и техники и, во-вторых, ориентированы на удовлетворение не отживающих, а растущих потребностей общества.

Моральный износ пострашнее материального

Можно ли сказать, что огромная армия творческих работников всегда и во всем действует с единой целеустремленностью? Думается, однозначного ответа на вопрос мы не получим.

Конечно, и в мире техники действует своего рода принцип естественного отбора. Наиболее результативные, оригинальные решения, опережающие запросы сегодняшнего дня, укрепляются в жизни, находят практическое применение и совершенствуются. А достижения, лишенные принципиальной новизны, очень быстро морально устаревают. Иногда даже раньше, чем успевают увидеть свет. Это накладно для государства и очень больно для авторов.

Создание нового в наше время подготовлено огромным арсеналом предшествующих технических, производственных и научных достижений. В каждой области есть не только море задач, но и море возможностей их решения. И потому иногда можно услышать, что для продуктивного творчества достаточно научиться правильно сочетать между собой уже достигнутые результаты как элементы для решения той или иной проблемы. Но без правильной методологии такой подход может привести к стихийности творчества, к появлению немалого числа морально устаревших машин.

Видимо, критерий прогрессивности, ориентации на растущие, а не на отживающие потребности общества надо внести в само определение того, что следует считать изобретением, оптимальным техническим решением. Если принять это за правило, мы будем иметь гораздо больше новинок, превосходящих мировой уровень. Авторов конструкций экстракласса надо особенно щедро поощрять, не говоря уже о том, чтобы их имена присваивались созданным ими машинам, приборам, способам производства. Даже если изделие неудачно, все равно надо занести имя конструктора в технический паспорт. Пусть автор, как и в искусстве, не будет скрыт от общественности. Высказываю мысль не первой свежести, об этом говорилось уже не раз, и следовало бы от слов перейти к делу.

Еще раз *очу подчеркнуть: каждый подлинный новатор, творец обязан постоянно чувствовать темп развития избранной им области техники или науки. Чувство нового, обостряясь и совершенствуясь, с годами обернется ценнейшим даром предвидения.

Конечно, оценка своего дела с позиций завтрашнего дня—задача нелегкая. Есть тут и немалая степень риска. Хорошо, если новатор может противопоставить сомнениям' скептиков твердую уверенность в перспективности своего решения. Но убежденность сама по себе еще ничего не доказывает. Нужны аргументы, высказанные на языке экономики. Вот почему в ходе дискуссии, развернувшейся на страницах «Техники— молодежи», хотелось бы услышать голос специалиста, предлагающего рекомендации для решения очеНь важного и трудного вопроса:

количественной оценки сроков морального старения техники. Такая статья была бы не менее полезна, чем размышления о количественной оценке риска (см. № 4 журнала за 1964 год).

Вырастишь дерево— будут и ветви

Мой опыт подсказывает: когда наступает пора переходить от постепенных улучшений какого-либо вида приборов и машин к изделиям качественно новым, . надо провести тщательный анализ потребностей в них. Возможно, потребностей окажется много, особенно если учесть запросы завтрашнего дня. Не исключено, что возникнет вопрос о формировании целого нового направления в технике. Как растущее дерево, оно будет давать все новые ветви. Но вначале важнее всего вырастить «ствол» — одолеть основную задачу, поставить «экспериментум круцис» (решающий эксперимент).

Так обстояло дело не только в утверждении радиолокации, но и при изобретении интроскопов — приборов для видения внутри непрозрачных сред. Я твердо уверен в том, что интроскопам принадлежит будущее не только в технической диагностике, но и в медицине, где они заменят рентгеновские аппараты и откроют совершенно небывалые возможности для того, чтобы видеть человеческий организм изнутри.

Надеюсь, я достаточно ясно высказал свою основную мысль: мне особенно импонирует творчество, обращенное в будущее, переносящее из него в настоящее все, что можно перенести.

ЧИТАТЬ £лДЧКАК}1СЯ g Д- УССИЮ

Салют, разведка!

Из истории науки и техники можно привести немало примеров скептических пророчеств, которые, к счастью, не оправдались. Когда-то не верили в авиацию, атомную энергию, лазеры. Но неожиданность неизменный спутник прогресса. И вот мое мнение:

— следует больше доверять интуиции талантливых и работоспособных исследователей;

— надо всячески культивировать обстановку искреннего уважения к знанию и открытию, а не только к их практическим следствиям;

— чтобы застраховать себя от потери самых сенсационных открытий, надо заботливо поддерживать исследования, ведущиеся на переднем крае науки, и даже в том случае, если они кажутся бесполезными.

Почему я так думаю? А вот почему. Чем быстрее наступает наука, тем важнее для нее разведка. Но даже при самой совершенной организации науки разведне будет нелегко. Она пробует десятки различных путей, а наука потом выбирает один или два. Один разведчик становится первопроходцем, девять — неудачниками. Это кажется вопию-щеи несправедливостью, но таковы суровые судьбы познания. Плохо было бы науке без неудачников. Ведь без них наступающая армия не

! могла бы отличить дальние пути от коротеньких тупиков.

Впрочем, и счастье первопроходца далеко не безоблачно. Он опережает свое время и подчас далеко не сразу находит признание. И все-таки — салют, разведка!

j г- Мары е. ШАПОШНИКОВ, биохимии

9