Техника - молодёжи 1973-09, страница 27

Техника - молодёжи 1973-09, страница 27

«Кругом нас, в нас самих, всюду и везде, без перерыва, вечно сменяясь, совпадая и сталкиваясь, идут излучения разной длины волны... Лик Земли ими меняется, ими в значительной степени лепится».

Академик В. Вернадский

Когда француз Надар в 1856 году представил первый снимок Парижа, сделанный из корзины воздушного шара, публика дружно осмеяла фотографа. Его затея казалась лишенной всякого смысла. Но уже через пять лет сделанные точно таким способом снимки окруженной Ричмондской крепости в Америке помогли северянам следить за перегруппировкой войск южан. А в 1891 году немецкий изобретатель Л. Рор-ман предлбжил «способ фотографирования местности с высоты птичьего полета при помощи снаряда или ракеты».

Как только ракета достигнет верхней точки своей траектории, рассуждал изобретатель, устройство взрывного действия вытолкнет из полости снаряда свернутый парашют с фотокамерой. После раскрытия парашюта камера делает один или несколько снимков местности и... подтягивается к месту запуска проводом. По этому же проводу должен идти с земли электрический сиг-нап, заставляющий срабатывать взрывное отделительное устройство.

В Мюнхенском музее истории техники хранятся первые снимчи местности, сделанные с помощью ракеты. Прс 1кт рсуществил дрезденский инженер А. Мауль в 1906 году. Результатом были две фотографии, сделанные с высоты 600 и 800 м. Они сильно засвечены, и на них едва заметны крошечные домики пригородного поселка.

«Большое видится на расстояньи», — сказал поэт. Это совершенно справедливо, но никогда не представляешь себе, как оно видится, не представляешь до тех пор, пока не посмотришь на снимки дома человеческого — Земли, сделанные с самолетов, спутников и космических кораблей. Такие снимки мы и отобрали для фотоподборки «Многоликая наша планета», помещенной на последующих страницах.

Перед нами — калейдоскопическая картина со множеством подробностей. Зарождение вихрей над океанами, теплые и холодные течения в морях, четкие границы полей и лесов, благотворные и печальные следы хозяйственной деятельности человека, здоровые и пораженные болезнями посевы — все это отразилось на фотопленке. Чего не увидишь сверху, если подобрать пленку, чувствительную к тому или иному в.иду всепроникающей электромагнитной энергии!

Вопреки поэтической формуле с расстояния удалось увидеть не только большое, но и малое. Зато в полной мере оправдались пророческие слова ученого, взятые эпиграфом к этой статье. Благодаря человеческой изобретательности бесчисленные излучения, большей частью невидимые, буквально лепят лик Земли.

С высоты можно заметить район залегания полезных ископаемых и отдельное больное дерево на цитрусовой плантации, наблюдать за движением ледников и уровнем засоленности почвы, оценить с точностью до 0,5° разницу в температуре морских течений, нанести на карту фарватер, по которому несколько часов назад прошла подводная лодка...

На фотографиях, сделанных ночью с самолета при освещении инфракрасным лазером с высоты 900 м,

Комментируем подборку фотографий

«МНОГОЛИКАЯ НАША ПЛАНЕТА», помещенную на стр. 26—29.

видны даже трещины на взлетной полосе аэродрома. А в дневное время возможности аэро- и космической съемки еще удивительнее. С высоты 10 км можно запечатлеть шляпки гвоздей в крыше дома. Следы на снегу заметны с 20-километрового расстояния. На снимке, полученном с американского искусственного спутника/«Самос», видны канава, сельская дорога и детская коляска на ней. Высота полета спутника в момент фотографирования составляла 500 км.

Техника дистанционного зондирования земной поверхности основана на свойстве всех предметов самостоятельно излучать или отражать падающее на них электромагнитное излучение. Любое вещество, сорт растений излучает или отражает лучистую энергию в каком-то определенном участке спектра. Так что каждый объект наблюдения наделен своеобразным «спектральным почерком», который и характеризует особенности обозреваемой картины. По этому «почерку» определяют типы полезных ископаемых, виды растительности, степень распространения сельскохозяйственных вредителей, уровень эрозии почвы, нехватку в ней влаги или питательных веществ и многое другое.

Выбор волн подходящей длины определяется еще и другим обстоятельством — их способностью с наименьшим ослаблением проходить сквозь атмосферную дымку. Более всех такой способностью наделены волны инфракрасного участка электромагнитного спектра.

Расширение зоны чувствительности пленки достигается обработкой фотографического слоя органическими красителями-сенсибилизаторами. В результате резко увеличивается насыщенность кадров. Если обычная чер-но-белая пленка воспринимает 200 нюансов света, то разработанная советскими специалистами пленка для инфракрасной съемки фиксирует около 14 тыс. оттенков.

В целях повышения контрастности изображения широко применяют фотографирование в неверных, а точнее говоря, условных красках. Для этого нужна так называемая спектрозональная пленка. В ней несколько эмульсионных слоев, и каждый из них чувствителен лишь к одному определенному сорту лучей. Во все слои введены красящие компоненты. Но в отличие от знакомых любителям цветных фотоматериалов зона чувствительности каждого слоя и его красящая компонента не совпадают друг с другом. Больше того, они максимально разделены. Например, синий слой реагирует на зеленые лучи, зеленый — на красные, а красный — на невидимое инфракрасное излучение.

Начало спектрозональным съемкам положил известный астроном Г. Тихое. Еще в 1911 году он сфотографировал Марс в двух различных областях спектра и соединил оба снимка на одном двухцветном отпечатке. Теперь советская промышленность выпускает целую гамму спектрозональных пленок. В недалеком будущем мы сможем, вероятно, увидеть не только неподвижные картинки, но и фильмы, снятые в подчеркнуто эффектных и ярких перепутанных цветах.

Вадим ОРЛОВ

БОЛЬШОЕ ВИДИТСЯ НА РАССТОЯНЬИ

25