Техника - молодёжи 1974-01, страница 62нули яркие краски настенной росписи. Так была открыта первая из гробниц Пестума. Теперь их известны сотни. Это единственная в своем роде подземная картинная галерея. Там изображены фантастические животные, женщины с погребальными дарами, бег двухколесных и четырехколесных повозок, состязание кулачных бойцов. Совершенно неожиданным оказался рисунок ныряльщика с распростертым в броске телом. Пытаясь определить смысл изображения, ученые теряются в догадках. Что это: дух умершего, погружающийся в потусторонние воды? Древнее подводное состязание? Как бы то ни было, перед нами произведение живописи, исключительное по чистоте линий и уверенности красок. Сибарис Элея В середине VI века до н. э. греческим городам Малой Азии стала угрожать растущая персидская держава. Большинство городов склонилось перед завоевателями. Но граждане Фокеи спустили на воду свои корабли и отправились на поиски новой родины. После долгих странствий они высадились в Кампании, где захватили и заселили город Элею. Руины этого города были известны еще в прошлом веке, но раскопки начались лишь лет десять назад. Город, окруженный массивной крепостной стеной, располагался на склонах холма. Городские районы соединялись большой дорогой. Под нимаясь на холм, она проходила через великолепные арочные ворота, шедевр гражданской архитектуры греков. Архитектурный облик Элей выделял ее среди других городов Великой Греции. Перед нами типичный малоазийский центр — свидетельство верности переселенцев традициям навсегда покинутой родины. Раскопки подтвердили, что Элея был городом высокой культуры, каким он и известен из литературных источников. Обнаружено множество статуй, терракотовых и бронзовых изделий, монет, надписей. Одна из надписей сохранила имя Парменида, основателя процветавшей в Элее философской школы. Мотия О жителях этого города в древности рассказывали анекдоты. Был известен их сборник, называвшийся «Сибаритика». Поговаривали, будто бы сибариты боялись солнца и занавешивали свои улицы полотнищами, дающими тень. Не желая утруждать себя доставкой амфор, они провели прямо в дома трубы для вина. И еще — о ужас! — они мылись теплой водой. Предполагаемое сказочное богатство Сибариса обратило к нему взоры археологов. Но поиски не приносили успеха. Лишь 30 сентября 1969 года на пресс-конференции в Риме было объявлено о находке на большой глубине следов жилищ и обломков посуды. Сибарис был найден при помощи новейших методов электромагнитного зондажа в зоне Парко-ди-Кавалло, на поверхности которой расположен театр римского времени. Теперь уже видны стены домов, в которых в VII веке до н. э. жили беспечные сибариты. Пытаясь колонизовать Италию и прилегающие к ней острова, греки сталкивались с сопротивлением не только этрусков и местных племен, но и выходцев из богатых финикийских городов. Финикийская колонизация предшествовала греческой или развивалась одновременно с нею. Важнейшим колонизационным центром финикийцев был город Карфаген, основанный в IX веке до н. э. на побережье Северной Африки, против Сицилии. Среди поселений на островах, основанных выходцами с африканского берега, первое место принадлежит Мотии в Сицилии. В 1963 году при осмотре руин, выступавших среди полей и виноградников, ученые натолкнулись на небольшой четырехугольник земли, прикрытый крышей. Из-под нее виднелись вазы округленной формы и каменные надмогильные колонки. Сразу же стало ясно, что вазы не что иное, как урны, содержащие кости принесенных в жертву богам детей, а надмогильные колонки — это стены, воздвигнутые в память о жертвоприношениях. Надо было искать поблизости участок для жертвоприношений, называемый в библейских книгах то-фетом. Когда он был найден, из него извлекли немало археологических сокровищ. Множество замечательных терракотовых масок. Вот мужская маска со лбом и щеками, прорезанными глубокими складками, глазами в виде лунного серпа и широко улыбающимся ртом. А вот богиня Ас-тарта в парике египетского стиля, подхваченном повязкой, так что волосы спадают за уши. За пределами святилища археологи раскопали карфагенский город, с жилыми домами, храмом, помещениями, где изготовлялись и продавались амфоры. «Ныряльщик». Казалось, что может быть фантастичнее идеи «машины времени» — гениальной аллегории, воплотившей вековую мечту человека о бесконечном продлении жизненного опыта. Создатель этой аллегории оказался во многом прав. Технический прогресс открыл перед нами совершенно неожиданные перспективы познания отдаленного прошлого. Археология, вооруженная новейшими способами отыскания памятников, их датировки и консервации, явилась той «машиной времени», о которой писал Герберт Уэллс. Благодаря ей мы совершили путешествие по новым древним городам Италии. Последующая римская культура сложилась на основе достижений всех народов Италии, в том числе этрусков, греков и карфагенян. 59
|